Читал детям сказку про Колобка и начал прояснять для себя управленческие положения на примерах этого героя. Перейдем сразу к кульминации – к Лисе. Так как все управленческие поединки Колобка с Зайцем, Волком, Медведем – однообразны и не представляют интереса.
Итак, Колобок поет песенку о том что он от всех ушел – что он этим показывает? Свое превосходство и гордость от побед, что приводит его к поражению. Что делает Лиса? Проводит мастерскую стратагему. Посмотрим на чистоту ходов лисы.
Первое что она делает: подстраивается к картине мира Колобка. Что для него ценность? Песенка. Она заботится о противнике и думает о том, что ему важно и ценно. Что она говорит? «Какая славная песенка! — сказала Лиса. — Но ведь я, Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил Лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, Колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок» Она не сказала ему, что хочет его съесть. На мой взгляд, Лиса реализовала стратагему «В улыбке прятать нож». Тем более что фиксацией захвата были слова: «стара я стала» — благовидная причина поступка выставляется напоказ.
Перед нами красивая и, главное, съедобная упаковка поступка лисы – подманить Колобка поближе. Дальше, «изменения дают путь изменениям», Колобок подходит ближе: «Спасибо, Колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок». Что делает Лиса? Первое: благодарность Колобку за песенку. Лиса не спешит, она знает, что Колобок ее – ведь захват зафиксирован. Второе: похвала – опять приемлемая упаковка следующего поступка – просьбы спеть еще раз.
Третье: Лиса нигде не врет. Ведь песня хороша? Хороша, еще как хороша, ведь ей, Лисе, эта песня сулит такой приз, она просит пропеть песню последний раз – это тоже правда, но только Лиса знает, что это будет действительно последний раз в жизни Колобка, а Колобок думает, что последний раз – это для лисы. На лицо не адекватность картины мира Колобка – на что он оперся? На то, что оказалось пустым – на чужую картину мира. Что ему было приятным? – похвальбы, что он хотел? Петь песенку – его нужды были удовлетворены.
Отступление: теперь, когда меня хвалят, или я очень хочу чтобы меня похвалили – можно вспомнить чем закончилась сказка про Колобка. Почему Колобок дошел до такой картины мира? Потому что каждая победа придавала ему самоуверенности и гордости, он нарушил главную заповедь управленца: в несчастье ищи выгоды, в победе – несчастья. Т.е. в победе рассматривай возможные несчастья от победы – тогда, и только тогда ты сможешь их увидеть, и, соответственно, избежать.
Вывод: когда ты вынуждаешь кого-то тебя похвалить, или ждешь похвалы, не удивляйся, что ты сам толкаешь кого-то на роль Лисы, а себя на роль Колобка. Пример мыслей руководителя, которого сотрудник толкает на роль Лисы, ожидая похвал: «если он (сотрудник) ждет, что его похвалят, значит зазнался, значит будет просить повышения зарплаты, или ждет более выгодного предложения, даже от конкурентов. Значит, его нужно уволить, не потратив на него дополнительные деньги и силы на увеличение зарплаты, обучение и т.д.».
Лиса выдержала все ходы: каждый шаг Колобка был не хуже предыдущего, но в целом они вели к поражению. И Колобок ведь был очень сильный — он был таким быстрым бегуном – от всех ушел! Но его потянули, незаметно для него, по льду.
Высшее управленческое мастерство лисы проявилось в том, что Колобок даже не заметил что проиграл.
А теперь давайте пофантазируем, что если бы Колобок был поумнее, как бы он себя повел?
Что он должен был сделать? Не уходить от бабушки и дедушки? но все равно пришлось бы уйти. Положим, ушел, что дальше? Он съедобен, все его хотят съесть – кругом хищники. Условия жизни не самые лучшие, но нужно жить. Первое: маскировка – притворится несъедобным Колобком. Сказать что: «я подгнил, заплесневел» — это война, где обман морален, иначе тебя съедят. Как он достигал все свои предыдущие победы? Отвлечением. Его песенка отвлекала его врагов. Они не думали, что у Колобка хватит «теста в голове» убежать. Налицо недооценка противника первыми встречными Колобка. Но, все эти успехи оказались не ступеньками к вершине, а лестницей в желудок лисы. Все его успехи ухода от легких противников должны были тренировать его выдержку. Зачем? Чтобы не петь песни первому встречному.
Положим, он натыкается на серьезного противника – Лису. Что его должно было насторожить? То, что Лиса не сказала что хочет его съесть, а сказала: «Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький». (Это, кстати, еще допервый шаг в начале проигрыша Колобка – захват захвата). Колобок проигнорировал этот сигнал опасности, потому что был влюблен в себя и в свою песенку. Что Колобка должно было насторожить? «Я вкусный Колобок, все меня хотят съесть, Лиса не говорит о том, что хочет меня съесть, значит, она что-то задумала, она не ведет себя как все, значит, скорее всего, она скрывает свои намерения». Как выяснить намерения Лисы? – задача Колобка №1. Как это можно сделать? Приблизится к оленю (ведь если ты плохой стрелок из лука — подойди ближе, не промахнешься). Но нужно приблизится так, чтобы противник не заподозрил что ты хочешь выяснить. Уйти нельзя, нужно отвлечь. Колобок должен был выяснить: Что важно для лисы? Для этого нужно прощупать почву: «А ты Лиса, верно есть хочешь?» — мог спросить Колобок. Ответ лисы: нет, не хочу, я хочу послушать твою песенку – это знак бежать. Положим Лиса ответила: да, я хочу есть. Второй вариант ответа настроил бы Лису на открытие своей картины мира, где Лиса, начала рассматривать свою картину мира, где она действительно хотела есть. А, как известно, рассматривание картины мира не терпит суеты, и Колобок как минимум бы выиграл время и его шансы убежать значительно бы выросли.
Надеюсь, мое прочтение Колобка поможет лучше понимать важность знания принципов управленческой борьбы, ведь управление есть не то что в бизнесе и в жизни, но даже и в сказочной сфере – вот зачем нужно детям сказки читать!
Автор: g0n4ar66