Основной хайп по покемонам уже прошёл, однако они являются отличным примером, на котором можно показывать и обсуждать всякие интересные вещи — например, вопросы безопасности мобильных приложений. Или принципы того, как можно оседлать волну хайпа и раскрутить свой бренд (очень крутой доклад был у Вячеслава Грабчака на эту тему). А сегодня мы поговорим про то, как реальная реальность (простите за нарочитый каламбур) влияет на дополненную. И что вы можете с этим сделать.
Постановка задачи
Зима пала незаметно как на российские снегоуборочные службы, так и на Niantic, разработчика покемонов. То, что у них есть хоть что-то общего, никоим образом не радует. Разберёмся, что они могли сделать, чтобы приготовиться к зиме, и что они действительно сделали.
Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно пойти на реддит и почитать зимние топики. Игроки массово пишут про мгновенно умирающие аккумуляторы, про заледеневшие пальцы, про то, что они таки поймали их всех — но при этом легли в больницу с воспалением легких и прочими простудными заболеваниями. Всё больше людей предпочитает короткие перебежки и уютные домашние игры упоротой борьбе в поисках окаянных тварей.
Решение?
Казалось бы — генерал Moroz, который победил французов, неостановим, и Niantic с этим сделать ничего не сможет. Но это же не так! Давайте вспомним университетский курс теории решения изобретательских задач и придумаем, как мы можем если не противодействовать коварной природе, то хотя бы смягчить её жестокое холодное дыхание. Не скажу, что хорошо помню ТРИЗ, но вынес оттуда, что практически любое физическое противоречие можно разрешить
А. Разделением противоречивых свойств во времени.
Б. Разделением противоречивых свойств в пространстве.
В. Разделением противоречивых свойств путем использования переходных состоянии, при которых сосуществуют или попеременно появляются противоположные свойства.
Собственно, противоречиво у нас то, что тёплый пользователь должен вынимать свои нежные пальцы дабы играть в беспощадную холодную погоду — и становится при этом холодным и печальным пользователем.
Метод А. Разделение по времени
Пользователи замерзают, хватит это терпеть! Можно просто приостановить игру до весны. Необязательно полностью её выключать, достаточно не проводить ивентов и не вводить обновления. Заодно можно наконец переписать свой кривой код. Это было бы неплохим решением и показало лояльность к пользователям, но… Это потери денег! Недопустимо. Отметаем.
Метод Б. Разделение в пространстве.
Всё гениальное просто. Давайте объявим зиму, и расселим покемонов по домам! Можно же просто привязать их к точкам, где ловить их будет тепло и приятно. Тем более — будут рады партнёры, у которых явно станет больше покупателей… Чем плохо это решение? Ну, придётся делать разные модели поведения для каждой локации. Не везде зима так сурова, как в России, и пользователи тёплых стран обоснованно будут огорчены таким решением. Но оно всё же лучше, чем метод А.
Метод В. Разделение по состоянию.
Мой любимый метод — тут начинается самое интересное! Проблемой является холодное и недовольное состояние пользователя. В идеале нам бы сделать его довольным и тёплым… Но скажем честно — если он доволен и пользуется приложением, то пускай хоть посинеет.
Что является причиной того, что пользователь мёрзнет? То, что геймплей состоит из двух основных действий, которые могут длиться долго и для которых нужны пальцы и точные жесты — это война за джимы и захват покемонов. Подойти к этой проблеме можно с двух сторон — можно изменить состояние пользователя, и можно изменить геймплей.
Ни для кого не секрет, что у многих смартфонов есть режим работы в перчатках, и есть перчатки, которые умеют работать с обыкновенными экранами. Но точность оставляет желать лучшего. И это нам совершенно не подходит в случае покемонов. То есть, решение с изменением геймплея не выходит… Или подождите? Если вы внимательно следили за Niantic, то наверняка знаете, что они выпустили специальные браслеты (Go Plus) для игры в Pokemon go, которые позволяют ловить покемонов и обирать покестопы одной кнопкой. К сожалению, они не решают проблему замерзания во время волны за джимы… Но хотя бы можно бегать и ловить покемонов! Что уже достаточно для многих игроков. То есть, Niantic таки использовал этот принцип. Возможно, не нарочно, и цель была совершенно другая — но всё же.
Что же, теперь про состояние пользователя. Конечно, согреть нам его довольно сложно… Однако есть хоть какие-то варианты сделать его чуть более тёплым и довольным. А именно — организовать сезонную продажу специального зимнего оборудования для ловли покемонов! Шапки, кружки-термосы, шарфы, мобильные зарядные устройства, которые позволят играть дольше, перчатки со специальными пальчиками и подогревом… Можно повысить как лояльность пользователей, так и узнаваемость бренда! Но… Увы, пока Niantic этого не сделал. Хотя недавняя новость о партнерстве со старбаксом заставляет задуматься.
И ещё раз про состояние пользователя с другой стороны. Пускай ходит холодным… Но всё равно играет! Надо увеличить его степень вовлечённости! Зима? Не вопрос! Достаточно создать достаточно сильный стимул для того, чтобы игрок вышел на мороз! Ивенты! Изменения! Сияющие покемоны! Покемоны-дети! Ввод второго поколения покемонов! Ежедневные бонусы, которые заставят вспомнить про игру и вынуть руки на холод! И… Самое грустное, что Niantic пользуется именно таким подходом. Всё, о чём было написано в этом параграфе, или было, или будет в ближайшее время. Печально — но, видимо, деньги не мёрзнут. В отличие от игроков.
Вместо вывода
А если немного отвлечься от покемонов, то станет понятно, что проблема использования устройств зимой на улице весьма глобальна. И затрагивает она огромное количество приложений — начиная от музыкального плеера, продолжая навигационными приложениями, приложениями с дополненной реальностью и заканчивая, например, приложениями для курьеров или служб ЖКХ. И всем приходится что-то делать с тем, что зимой пользователи элементарно не хотят мёрзнуть. Я уже не говорю, скажем, про Якутию, где вынуть руку из перчатки в -50 на улице это героизм, граничащий с глупостью.
В комментариях интересно было бы услышать тех, кто сталкивался с такими проблемами — страшно интересно, на что ещё могли повлиять внешние, и как с этим боролись.
Автор: jehy