Основатель Grishin Robotics и сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин совместно с управляющим партнером санкт-петербургского офиса Dentons и руководителем российской практики в области интеллектуальной собственности, IT и телекоммуникаций Виктором Наумовым разработал концепцию документа, определяющего правовой статус роботов, сообщают «Ведомости».
По задумке Наумова и Гришина к роботам стоит применять нормы, используемые для животных и юридических лиц. Согласно концепции Гришина, ИИ в нынешнем его состоянии, за отсутствием эмоций, не может стать субъектом права, но между роботами и животными наблюдается схожесть, так как они могут автономно выполнять определенные действия. При этом к создателям и владельцам роботов могут применяться нормы, используемые сейчас в отношении владельцев источников повышенной опасности. Также допускается создание реестра роботов по аналогии с ЕГРЮЛ.
При этом Дмитрий Гришин не отрицает актуальности законов робототехники, сформированных писателем-фантастом Айзеком Азимовым. В документе предусматривается четыре сценария несения уголовной ответственности владельцем (или создателем) робота, все из которых, в теории, привели к нарушению первого закона робототехники Азимова:
- конструирование робота-убийцы специально для совершения правонарушения;
- отключение программных и аппаратных функций, блокирующих возможность причинения вреда человеку;
- конструирование робота, способного причинить вред человеку;
- конструирование робота без осознания того, что он может быть использован для причинения вреда человеку.
Гришин уже направил свой проект в ведущие российские юридические институты (Институт государства и права РАН, МГУ и СПбГУ, МГЮА, ВШЭ и т.п.) для получения оценки. Целью своей работы он ставит внесение изменений в ГК РФ и создание отдельного закона «О робототехнике».
У работы сооснователя mail.ru Group есть и практическое применение в ближайшем будущем. Первыми кандидатами на регулирование при принятии проекта Гришина станет активно развивающийся роботизированный транспорт. Именно беспилотные автомобили сейчас идеально вписываются в концепцию «средств повышенной опасности», а проработка вопросов ответственности за действия роботов (робомобилей) поможет подготовить правовую базу для их легального использования.
Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова, чья компания занимается разработкой робомобилей для «КАМАЗа» считает, что проект Гришина следует расширить. В первую очередь — отработать стандарты определения уровня интеллектуализации роботов, а также определить модели поведения в экстренных случаях (например, когда жертвы неизбежны).
При этом плотность роботизации в России невероятно низка: если в среднем по миру на 10 000 работников приходится 69 промышленных роботов, то в РФ — всего один.
Автор: ragequit