Кому велено чирикать — не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать — не чирикайте!
(с) Путаница, Корней Чуковский
На сайтах о поиске работы 99% вакансий с заголовком “UI/UX Designer” содержат тексты про интерфейсы, сценарии использования и дизайн. Кто был первоисточником этого сложно сказать, но UI и UX имеют довольно мало общего.
Хотелось бы дать в руки коллегам хорошую дубинку аргументацию для расширения их возможностей, ну и вообще, разобраться что есть что…
Это везде
Надо прямо сказать, что путаница с UI и UX происходит во всём мире и это волнует уже довольно многих. Например, знакомитесь вы с человеком, который представляется, что он специалист по UI/UX. Поскольку четкого понимания нет, кто есть кто, то наступает неловкий момент…
Дошло до того, что в Долине специалистов по UI начали называть Digital Product Designer, а специалистов по UX (иногда) — Product Manager.
История
В оригинале термин UX был придуман Дон Норманом и его определение звучало так: UX включает в себя все аспекты взаимодействия пользователя с компанией, её сервисами и продуктами.
Вероятнее всего формулировка UX оказалось излишне сложной и специалисты различных областей свели всё к взаимодействию пользователя через интерфейс, что уже было ближе к UI — откуда и пошли сценарии использования, интерактивное взаимодействие, и т.д.
Где UI, где UX
Согласно определению Нормана, UX отвечает за все аспекты взаимодействия пользователя с компанией, что, разумеется, включает и пользовательский интерфейс (UI). Но так получилось, что на этом аспекте специализируются профессионалы по UI и получилась некая мешанина.
Важно то, что кроме взаимодействия через UI, клиент взаимодействует с компанией еще множеством способов и вот за все эти (оставшиеся) способы уже отвечает UX.
Чуть ниже, в примерах, я попробую показать это более наглядно — UI отвечает за внешнюю сторону вопроса — то с чем клиент взаимодействует непосредственно, а UX отвечает за скрытую механику, но которая влияет на взаимодействие клиента и компании.
Примеры
Ресторан
Когда вы входите в ресторан, то обращаете внимание на интерьер, сервировку стола, оформление меню, свет, музыку, и т.д. Это всё — UI — т.е. всё с чем клиент взаимодействует непосредственно.
UX отвечает за скрытую часть: сколько мест должно быть на парковке, стоимость блюд, количество официантов, время готовности заказа, и т.д.
Согласитесь, стоимость и время ожидания заказа очень сильно влияют на ваши впечатления (на ваш опыт взаимодействия). Но для подбора цены, надо провести сегментацию пользователей — сколько целевая аудитория готова платить. Чтобы оценить приемлемое время ожидания, надо выполнить конкурентный анализ и сравнить время ожидания в соседних ресторанах. В идеале на парковке должны быть всегда свободные места, но для этого надо спрогнозировать пропускную способность ресторана и среднее время пребывания гостей. Это всё UX.
- UI отвечает за эстетику и комфорт
- UX отвечает за внутреннюю кухню, которая (косвенно) влияет на впечатление клиента
E-commerce проект
Вы создаете проект по продаже через Интернет фигурок из вселенной Marvel. У вас есть специалист по UX, который отвечает за взаимодействие клиента с вашей компанией (помним, кроме UI). Для этого эксперт по UX должен максимально глубоко вникнуть в понимание того, кто есть ключевой пользователь и исходя из этого понимания, выстроить всю стратегию взаимодействия.
- Кто целевая аудитория
- Какую тональность общения с ней выбрать
- Какую ценность компания может предоставить клиенту по сравнению с конкурентами
- Какой выбрать диапазон цен
- Как и где привлекать клиентов
- Чем удерживать клиентов
Когда стала понятна аудитория, понятен её эмоциональный фон, что она хочет, чего не хочет…, тогда можно приступать:
- Wireframing
- Prototyping
После этого всё это отгружается эксперту по UI, который начинает творить и создавать нечто осязаемое. Это может начинаться брендингом и заканчиваться упаковкой в которой отправляется товар, не говоря уже о вебсайте и всех его элементов.
Еще небольшой пример за что отвечает UX — процесс доставки товара. Как часто должны высылаться уведомления пользователю, где и как он может узнать местоположение посылки, что происходит, если он отменяет заказ, и т.д. Специалист по UX не занимается самой логистикой или оформлением уведомлений. Он формирует взгляд со стороны пользователя и делится им с экспертами по логистике, контактным центром, спецами по UI. Все эти люди — профи и сделают всё как надо. Задача же UX влезть в голову клиента и понять, как ему будет максимально комфортно взаимодействовать с сервисом на всем протяжении жизненного цикла.
- UI занимается всем с чем взаимодействует пользователь напрямую
- UX отвечает за понимание пользователя и за выстраивание всех процессов, которые ведут к взаимодействию с пользователем
Новый дом
Предположим, вы проектировщик дома. В первую очередь, вы обсуждаете с клиентом UX-вопросы:
- Дом в стиле хай-тек или романтик или…
- Из какого материала будет построен дом
- Количество окон в каждой комнате
- Сколько детских проектировать
- Как часто будут гости — величина гостиной и количество спален
- Должны ли располагаться ванные в коридоре или в каждой спальне
- Расположение точек Wi-Fi
- И т.д.
После этого, вы приступаете к UI-вопросам:
- Какая должна быть облицовка дома
- В какой цвет должны быть выкрашены стены
- Общая стилистика внутреннего декора
- Из какого материала должна быть мебель
- Световое оформление
UX отвечает за здравый смысл — чтобы людям «с закрытыми глазами», всё равно было комфортно в доме. UI отвечает за эффект, который вы получаете от того что вы видите, от тактильных ощущений до запахов.
Итого в примерах
UX связан с пониманием пользователя в самом широком смысле этого термина. UX просчитывает все возможные маршруты взаимодействия клиента с компанией/продуктом/сервисом.
Этим знанием (в виде Storytelling, Wireframing, Prototyping) он делится со своими коллегами, в том числе с экспертом по UI. UI отвечает за те места в проекте, где происходит непосредственный контакт компании/проекта/сервиса с пользователем.
Что не затрагивает UX
Все вы, вероятно, знаете схему бизнес-модели от Остервальда:
Для нас важны те пункты, от которых зависит UX:
- Ценность предложения
- Отношения с клиентами
- Клиентские сегменты
- Источники доходов
Остальные пункты вне зоны нашей компетенции.
Это разграничение условно и не является поводом для холивара. Разумеется, что косвенно все пункты могут повлиять на качество отношений клиент — компания. Но все мы работаем в команде и лучше быть в тесном контакте с коллегами, которые отвечают за смежные вопросы.
Заключение
Мне не хочется повторяться, поэтому постараюсь очень сжато. К UX больше относятся слова — стратегия и анализ. В то время как к UI больше относятся слова — восприятие и дизайн. Статья написана, чтобы внести некоторую ясность в вопрос взаимоотношений UI/UX и чуть точнее очертить экспертизу каждой из сторон.
P.S.
Забыл. На мой взгляд UI и UX объединяет эмпатия. Чтобы понять пользователя одного анализа бывает далеко недостаточно. Ну а в мире UI, это, наверное, один из ключевых элементов.
Литература
- UX Strategy. How to Devise Innovative Digital Products that People Want (ссылка)
- What’s the difference between UI and UX? (ссылка)
- The Difference Between UX and UI Design-A Layman’s Guide (ссылка)
Автор: MisterGAV