Одна из вещей, которые отличают развитые страны от не очень — это доверие между людьми. В маленьких городках и деревнях доверие может держаться на том, что все друг друга знают. Но в быстро урбанизировавшихся обществах вроде российского, где люди оказались относительно быстро вырваны из одной среды, не успев до конца встроиться в другую — как обычно, в таких случаях приводят в пример то, что соседи по лестничной площадке часто не знакомы друг с другом — это уже не работает. Здесь уже приобретает значение другой фактор — прочность институтов. Чувство большей безопасности и комфорта в какой-нибудь уютной центральноевропейской стране держится на презумпции качественной работы институтов, государственных и общественных, от полиции до благотворительности, а вовсе не на вере, что люди там более честные и порядочные сами по себе. Люди везде более-менее одинаковы — различается только уровень доверия между ними. И сильные институты в индустриальную эпоху вернули людям доверие уровня маленькой общины.
Но в постиндустриальном обществе качество их работы удовлетворяет всё меньше. Что-то не так с самими институтами или просто человек XXI века ставит повышенные требования, которые старым системам не под силу удовлетворить — вопрос дискуссионный. Факт в том, что они стали слишком непрозрачны, слишком громоздки и, главное, слишком медлительны для современных темпов жизни. На смену им приходят технологии — теперь они должны обеспечить современному человеку тот уровень доверия, который необходим для комфортной жизни.
О том, как технологии, включая блокчейн, меняют взаимоотношения между людьми, удовлетворяя фундаментальную потребность во взаимном доверии новыми способами — выступление Рейчел Ботсман на TED в июне этого года:
Рейчел Ботсман — приглашённый профессор Оксфордского университета, рассказывает о том, как технологии позволяют доверию менять образ нашей жизни, работы и потребления. Её идея «совместного потребления», изложенная в книге What's Mine Is Yours в соавторстве с Ру Роджерсом, была включена журналом TIME в «10 идей, которые изменят мир» и попала в список «Прорывных идей 2015 года» Thinkers50.
Современные нам институты, на которых держатся даже самые развитые общества этого мира, уже изрядно устарели. В одном из прошлых постов мы говорили о том, насколько современная банковская система является скорее тормозом развития, чем его кровеносной системой — и о том, как выпуск криптовалют, эмитируемых независимо от государства, это может изменить.
Но список можно расширять: выборная система, со всеми её вбросами и подчас абсурдностями, как, например, в США, где второй раз за 16 лет президентом становится человек, набравший меньшее число голосов избирателей. Весь концепт представительной демократии, несомненно прорывной для тех времён, когда сама возможность отправить своего соседа по деревне в столицу влиять на важные государственные решения была подобно чуду, сейчас выглядит малость устаревшим — во всех этих многоэтажных конструкциях выборов, палат, партий, депутатов и помощников слишком легко размножаются коррупция, популизм и просто некомпетентность.
Так называемые системы сдержек и противовесов стали уже системами задержек и перевесов. Призванные когда-то не допускать концентрации слишком большой власти в руках слишком малого числа людей, сейчас они мешают источнику власти как таковой — т.е. народу — ей распоряжаться. В результате принцип демократии «мы доверяем нашим политикам, чтобы они представляли наши интересы» превратился в «мы больше не доверяем нашим политикам, потому что система стала слишком сложной и медленной, чтобы удовлетворять наши запросы».
О том, что технологический прогресс будет двигать людей к прямой демократии, говорили давно. Но с точки зрения сегодняшнего дня картина будущего уже выглядит немного иначе: вместо прямой демократии, прогресс движет нас к распределённой демократии. Т.е. к системе самоуправления общества, в котором оно не просто сокращает число промежуточных этапов между своим запросом и ответом на него в виде закона, а просто перестаёт нуждаться в государства во многих вопросах. Мы уже живём в мире в целом от государств информационно независимом. На очереди — финансовая независимость, валюты, эмитируемые частными лицами или общественными организациями на основе общественного же консенсуса. Биткоин является первым и главным примером этой валюты — именно консенсус большинства определяет его вид и будущее. Что дальше? Возможно, независимость инфраструктурная: развитие самоуправляемых автомобилей, частной космонавтики и даже эксперименты с гиперлупами ведут к тому, что одна из важнейших со времён Древнего Рима функций государства — строительство дорог — тоже может перейти в ведение общественного консенсуса. И так далее, и тому подобное. Можно даже предположить, что станет последним бастионом для распределённой демократии: оружие и безопасность. Возможно, государства будут держаться за монополию на насилие до конца. А возможно, лишившись монополии на деньги, они уже с лёгкостью откажутся от права начинать войны и казнить людей, потому что в этом просто не будет смысла — просто нечего будет защищать, если ты больше не печатный станок.
Причём тут блокчейн?
Вот это самая главная и интересная тема, на мой взгляд, которую Рейчел затронула совсем мимоходом: утрачивая доверие к современным институтам, людям нужен новый фундамент, на котором будет формироваться новое доверие. Понятно, что речь идёт о сетевой структуре. Но из какого материала будут сплетены сами нити этой сети? Blockchain is the answer.
Сейчас сетевые структуры доверия находятся в зачаточном состоянии, расцветая внутри своеобразных хабов, которыми являются платформы: Uber, Airbnb, Bla-bla-car, социальные сети. Мы в достаточной степени доверяем этим хабам, но их число неуклонно будет расти и вопросы их прозрачности, доверия к ним будут расти тоже. Блокчейн как принцип, который исключает возможность обмана, удаления информации задним числом, подтасовки — да элементарно даже «стирания личности», которым нас пугали антиутопии и боевики конца XX века — и должен быть этим самым суперматериалом, на котором будет держаться вся ткань будущего общества.
Сейчас мы доверяем платформам не только потому, что они бизнес и должны, по идее, мыслить рационально и заботиться о своих клиентах. Но ещё и потому, что на заре любой технологии, любого прорыва — а мы сейчас именно на этом этапе истории — всегда были романтики, а не рагматики. И технологический мир сейчас живёт на принципах этики, сформулированных отцами-основателями Кремниевой долины и стартапов-мультимиллиардеров, которым прорывная технология важнее денег хотя бы просто потому, что денег у них и так больше, чем им надо. Это принципы дружелюбности к пользователю, выгоды честной политики, борьбы за свободу информации и так далее, которые сейчас отстаивают все технологические гранды планеты: от Тима Кука до Павла Дурова.
Но за романтиками приходят прагматики, за предпринимателями — администраторами, да и гарантий безоблачного будущего купающихся в деньгах технологических стартапов никто не может дать — всегда возможен кризис доткомов 2.0 или что-нибудь ещё в этом духе. В конце концов, идеологи стартапов бывает, порой, просто умирают — а мы потом читаем грустные посты в «Фейсбуке» что без И. компания «Я» уже не та.
Поэтому доверие, без которого просто невозможна благополучная жизнь любого общества, в любую эпоху, должно держаться всё-таки на чём-то более фундаментальном, чем вера в благие намерения и этический кодекс отцов-основателей. Отцы-основатели США оставили после себя Конституцию, которой хватила уже почти на три столетия. Отцы-основатели нового будущего тоже должны оставить что-то после себя. И, возможно, это во мне говорит профессиональная деформация сейчас, но я искренне уверен, что Конституцией нового мира, железным принципом, на котором будет держаться доверие людей к другу и все вытекающие из этого возможности: от возможности строить бизнес, встречаться и любить, до возможности в любой момент поехать куда угодно и жить где угодно — будет блокчейн. По крайней мере, на данный момент, он подходит для этого лучше всего.
Автор: HashFlare