В 2013 году CardsMobile была единственной в России компанией, чья платформа для выпуска банковских карт на смартфоны через интернет прошла сертификацию на соответствие требованиям безопасности международных платежных систем. Благодаря этому более трёх лет назад мы запустили первое в стране приложение для получения скидок и оплаты покупок по технологии NFC — «Кошелёк». Сегодня на российском рынке бесконтактных платежей смартфоном появились новые игроки, а существующие сервисы получили активное развитие. Мы хотим кратко рассказать об изменениях, произошедших за три года до появления в России Apple Pay.
Технологии
В 2013 году единственным вариантом безопасного хранения и использования платежных карт в смартфонах была загрузка данных этих карт в специальный чип внутри телефона (Secure Element — SE), или специальную SIM-карту с NFC. Чип SE аналогичен чипу банковской карты и потому идеально подходит для хранения в нем платежных данных. На тот момент такие чипы были установлены в достаточно широком модельном ряде смартфонов того поколения, что, казалось, давало шанс на светлое будущее технологии.
Ситуацию осложняло не распространение этих чипов, а отсутствие доступа к ним. Ключи от чипов могут принадлежать кому-то одному: например, вендору, мобильному оператору или эмитенту карт. Но вендоры не спешили передавать ключи от чипов эмитентам — поэтому технологии платежей смартфоном в таком варианте было сложно стать массовой.
Недомобильность: Как мобильные платежи пытаются побороть пластик
В конце 2014 года платежные системы объявили о запуске «облачных» платежей. С появлением новой технологии, чтобы смартфон начал платить, было достаточно лишь NFC и программного интерфейса в операционной системе, который первым поддержал Google в Android версии 4.4. Преимущество «облачных» платежей в сравнении с вариантом хранения платежных данных в аппаратном хранилище в телефоне в том, что специальный чип и доступ к нему больше не нужен — следовательно, технология доступна для большего количества смартфонов. С новой технологией банковская карта не хранится внутри устройства: часть карты хранится в смартфоне, одноразовая (в случае с MasterCard) или действующая определенное время (в случае с Visa) часть подгружается из интернета, а активация карты — каждая оплата — подтверждается введением пользовательского пароля. Поэтому такой метод оплаты достаточно безопасен.
Почему мобильные кошельки и Apple Pay не убьют пластиковые карты
В 2014 году мы запустили решение по технологии «облачных» платежей MasterCard первыми в России и в Восточной Европе. Появление технологии облачных платежей в России стало триггером для запуска и других сервисов: Кукуруза, Qiwi Wallet. Этот этап можно назвать началом формирования рынка бесконтактных платежей в России.
Для всех предыдущих вариантов было не достаточно просто поддержать новую технологию безопасного хранения и использования карт в смартфоне. Выпуску каждой банковской карты предшествовала длительная интеграция с банком (4−12 месяцев), в ходе которой банк реализовывал на своей стороне возможность удаленно загрузить в смартфон пользователя — нового или существующего клиента — дополнительную или новую банковскую карту.
Завтра банковские карты уйдут в прошлое, — Дмитрий Богдашев, 2can & ibox
Но вот платежные системы предложили альтернативный способ загрузки карт в смартфон. Технология токенизации, разработанная международными платежными системами, задает новый стандарт мобильной оплаты в одно касание. Теперь, чтобы загрузить в смартфон зарплатную карту клиента, разработчикам приложения и банку не нужно проводить длительную интеграцию. Банку достаточно лишь подключиться к специальной платформе MasterCard и VISA и сделать свою карту доступной для загрузки в приложения для бесконтактных платежей, одобренные платежной системой (например, Samsung Pay или Apple Pay).
За три года развитие технологий максимально снизило барьер для начала использования бесконтактных платежей. Следующий шаг — за развитием инфраструктуры.
Инфраструктура
В мире бесконтактные платежи показывают стабильный рост. Согласно последнему исследованию, в Великобритании к концу этого года объем платежей в одно касание может достичь 20% от всех транзакций по кредитным картам. Сейчас большая часть бесконтактных платежей производится банковскими картами на пластике, а в перспективе 10−20 лет их способны заменить карты в смартфоне. Но рост показателей во многом ограничен развитием инфраструктуры.
В 2013 в нашей стране было мало не только смартфонов, совместимых с технологией бесконтактных платежей, но и терминалов, способных принять оплату товаров и услуг в одно касание. J’Son and Partners опубликовали отчет, в котором указали, что в 2013 году в России всего 25 000 банковских терминалов поддерживали оплату в одно касание. По данным ряда источников на сегодняшний день бесконтактную оплату способны принимать до 25% всех банковских терминалов, установленных на кассах российских магазинов.
Также динамично меняется ситуация с инфраструктурой приема оплаты проезда в общественном транспорте. Метро Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани успешно принимает бесконтактные банковские карты (в том числе, в смартфоне) для оплаты проезда. Но скорость развития транспортной инфраструктуры несколько тормозит существующий стандарт, на использовании которого основана работа системы оплаты проезда в общественном транспорте большинства регионов страны.
Транспортные карты в России по-прежнему выпускаются по проприетарному стандарту MiFARE (стандарт лидера в области разработки чипов NXP). К сожалению, выпуск транспортной карты этого стандарта все еще возможен лишь при наличии в устройстве чипа Secure Element, о котором мы писали выше — поэтому просто так взять и загрузить в любой смартфон проездной пока не удается. На помощь приходят носимые гаджеты — брелоки, умные часы и браслеты, но судя по последним заявлениям производителей чипов, ситуацию в ближайшее время исправит появление на рынке новых современных смартфонов с чипами. Пока на помощь приходят решения мобильных операторов: например, вы можете заменить свою SIM-карту МТС на SIM-карту, поддерживающую загрузку проездного билета, установить на смартфон приложение «МТС Деньги» и оплачивать проезд в транспорте Москвы телефоном с картой «Тройка».
Пользователи
В 2013 году аудиторией бесконтактных платежей нашего приложения были в основном «хардкорные» пользователи смартфонов — мужчины, разбирающиеся в глубоко спрятанных настройках гаджетов, для которых слово root является простым, близким и понятным. Эти люди не просто стали первыми пользователями нового сервиса — они первыми тестировали новую технологию и помогали нам сделать платежи смартфоном еще удобнее и стабильнее. Для них были не страшны технические ограничения и сложности, и вместе с нами они стали первыми евангелистами бесконтактных мобильных платежей в России. С новыми технологиями и с появлением широкого выбора смартфонов, поддерживающих функцию бесконтактной оплаты, изменилась и аудитория сервиса.
Первая трансформация произошла с появлением технологии «облачных» платежей. Платежи телефоном стали доступны на большем количестве устройств, в том числе, на флагманах крупнейших производителей смартфонов. С выходом на рынок международных сервисов, например, Apple Pay, у технологии появляется шанс выйти на новый уровень массовости за счет продвижения крупнейшими банками страны, которые прежде не делали ставки на загрузку банковских карт в смартфоны. Samsung уже объявил о старте продаж своих смартфонов в офисах банков, и это лишь первый шаг. В ноябре Apple Pay запустил выпуск в смартфон и использование для оплаты карт 11 российских банков. Широкое анонсирование сервиса и его активная реклама приводят к повышению осведомленности о технологии в целом и уровня доверия технологии. Бесконтактные платежи становятся массовыми, и от этого выигрывают все игроки рынка.
Яндекс.Деньги: Что происходит на рынке мобильных платежей сегодня
Есть сферы, работая в которых компании могут построить стратегию на 5 лет. На рынке бесконтактных платежей это невозможно: только за время нашей работы подход к развитию технологии менялся трижды.
Но мы по-прежнему считаем, что хотя технологии мобильных бесконтактных платежей и станут массовыми, будущее за приложениями-агрегаторами, которые заменяют нам не банковскую карту, а все содержимое бумажника — в том числе, карты лояльности крупнейших торговых сетей России — и переводят процесс покупок в новый более удобный формат.