На хабре неоднократно поднималась тема lean стартап. Кто-то спорил, кто-то соглашался.
Тем неменее этот подход работает, причем на любом уровне, как и утверждал Эрик Райс. Вот к примеру практика применения методик lean startup от Брэдена Ковица из Google Ventures Design Studio.
Итак:
1. «Кликабельный» макет
Большинство основателей думают, что они должны создать 100% натуральный интерфейс, конечную версию, которую они хотят представить на суть пользователей, прежде, чем выходить на рынок. Неверно! Практика показывает, что даже шаблонный сайт с «кликабельными» основными элементами позволяет собрать большое количество полезного фидбэка от пользователей в течение определенного промежутка времени. Примеры — HomeAway, AVOS, and Duo Security.
Вначале я думал, что такие прототипы не вызовут большого интереса среди пользователей, но со временем я осознал, что пользователи «клюют» на такую версию вашего продукта – используя их опыт, вы можете понять, что конкретно вам стоит изменить! Отсюда урок – запускайте прототип в работу сразу же, а потом доделывайте его «на ходу».
2. Интервью с пользователями
Вместо того, чтобы работать взаперти, собирайте данные, которые помогут вам сгенерировать новые идеи для вашего продукта. В особенности, обсудите с потенциальными пользователями проблему, которую призван решить ваш стартап. Да, может быть, вы слышали все это сотню раз, однако не пренебрегайте общением с клиентом: это как, например, полоскание рта после еды – каждый знает, что это полезно, но не у каждого выработана привычка.
Здесь очень легко «зависнуть» на деталях: как найти людей для беседы? О чем с ними говорить? и т.д. Специальные агентства занимаются вопросами поиска кандидатов для фокус-групп десятилетиями, поэтому существует масса методов, как сделать это быстро и точно. Для начала, вы можете составить небольшой опросник – так называем «скринер» — он поможет вам отобрать «правильных» людей. Затем составьте скрипт разговора, чтобы всегда направлять его в нужное русло. Если вы хотите узнать больше об успешных тактиках фокус-группы, вам следует ознакомиться с нашим подробным мануалом.
Теперь, когда выбора у вас нет, дочитайте эту статью – и вперед, в «поля»!
3. «Пустышки»
Чтобы понять, будет ли востребована запущенная вами функция, вы можете запустить какую-то ее часть. Подобный метод был применен проектом CustomMade, который позволял людям приобретать изделия ручной работы. Запустив лишь половину сервиса (по сути – одну кнопку), проект получил большое количество кликов от посетителей для доступа к нему. Только после этого компания «добила» сервис до окончательного вида. В итоге: данные были получены без тщательной первоначальной проработки, но они помогли усовершенствовать сервис и получить в 3 раза больше откликов, чем предполагалось. Подробности данного метода можно узнать из этого видео.
4. Анализ конкурентов
Когда команда разрабатывает новый продукт, каждый выдвигает различные гипотезы по организации процесса. Довольно легко оценивать чужой продукт и выявлять ценные черты с дальнейшим их использованием. Здесь главное не ошибиться, иначе вы можете скопировать большое количество абсолютно ненужных пользователю функций.
Как правило, мы воспринимаем продукты конкурентов, как бесплатные прототипы. Мы смотрим на спрос среди потенциальных клиентов, на то, что они любят или не принимают, игнорируют или ненавидят. Основываясь на этих данных, мы можем найти более удачные решения для дизайна, маркетинга и продаж.
5.Мини-опросы
Опросы – это довольно приятный способ получать данные, сидя в комфортном кресле собственного офиса. Однако разработать такой опрос – задача не из легких! Общаясь с социологами, я ужасаюсь от одной мысли, сколько существует легких способов нечаянно испортить опросник и сделать его бесполезным! Несмотря на это, существует ряд проверенных методов, который точно работают.
Мы адаптируем опросник к поведению клиентов, которое мы хотим изучить. Например, если мы хотим понять, почему наш пользователь хорошо реагирует на одну ценовую политику, и плохо на другую, мы стараемся мотивировать их ответить на вопросы сразу после покупки, а не через пару дней, когда клиент читает наш благодарственный мэйл.
В основном мы полагаемся на «открытые вопросы», которые помогают нам в точности понять мнение клиента. Прочитав 100 коротких оригинальных и авторских ответов, вы получите гораздо больше информации, нежели из статистики, повествующей о 32% респондентов, выбравших вариант В.
Вот еще несколько удачных тактик, используемых в мини-опросах.
6. Прототип с реальными данными
«Кликабельный» макет хорош только для первой стадии запуска сервиса. Еще больше информации о предпочтениях пользователя вам поможет узнать макет с реальными данным. Вы наверняка захотите пропустить этот этап и запустить финальную версию продукта. Ну, или хотя бы «рабочий прототип». Знайте: это все не то! Разработка НАСТОЯЩЕГО продукта занимает гораздо больше времени, чем вы думаете. Хотите обойтись минимальным количеством «шишек» на голове после запуска продукта? Макет с реальными данными – самый короткий и умный путь.
RetailMeNot – сервис, который создал такой прототип за 2 дня. Он был «дырявым» и не имел множества функций, в сравнении с финальной версией продукта, но этого было достаточно для ценного фидбэка. Польза от прототипа была неоценимой – половина возможных функций оказалась абсолютно не нужна клиенту!
Проект повторял этот трюк еще 3 раза, получая все новые возможности для улучшения дизайна, удобства и кликабельности.
Немногие стратапы прибегают к созданию прототипа с реальными данными. Может быть, именно поэтому лишь немногие вырастают в крупные успешные компании!
7. «В гости к клиенту»
Идите туда, где ваши клиенты, и смотрите, как они используют ваш продукт. Может быть, это звучит, как прописная истина, однако многие считают, что они знают своего клиента, основываясь на многочисленных презентациях коллег на совещаниях, телефонных разговорах и статистических отчетах…Возможно, но, чтобы по-настоящему понять своего клиента, вы должны прочувствовать, как и где он работает, как и где он проводит свой досуг, иными словами – понять, ЧЕМ он живет!
Foundation Medicine – пример стартапа, который близко контактировал с пользователем: для того, чтобы улучшить свои отчеты, основатели отправились в онкологический центр и изучили взаимодействия конечного пользователя — докторов — со своим продуктом. Так, например, они выяснили, что время на дизайн отчета было потрачено впустую — доктора все равно получали их лишь по факсу, а значит шрифт мельчал, и смысл, передаваемый цветом, исчезал. Проблема очень легко решалась, однако она не была бы обнаружена без «расследования» на месте.
Lean стартап – это, прежде всего, изучение свойств продукта самым быстрым и недорогим способом. Ранее в тексте были перечислены семь из них, но, наверняка, есть еще великое множество.
Был ли у вас подобный опыт? Сможете поделиться и дополнить эту семерку?
Автор: AKarlov