На создание этого материала нас подвигли вопросы некоторых пользователей, заданные в л/с, а также в комментариях к недавней публикации о выборе наушников. Различными ресурсами в сети и большим количеством людей на соответствующих форумах распространяется и информация о «пользе» «прогрева» электродинамических излучателей. Под «прогревом» авторы подразумевают непрерывное многочасовое использование акустических систем и наушников с целью изменения их физических свойств и, соответственно, звука, зачастую, с использованием т.н. розового и белого шума.
Для тех кому нужны быстрые ответы на вопрос «как прогреть динамики или наушники?», а также «как прогрев повлияет на качество звука?» дам простые и быстрые ответы: «никак» и «не повлияет никогда или почти никогда». Для пущей убедительности мы приведем утверждения сотрудников компаний производителей, экспертов в области звука.
Анализ информации и некоторые комментарии специалистов позволяют с уверенностью Ньютона после удара яблоком, говорить том, что «прогрев» наушников занятие бесполезное. Но всё же, чтобы всем людям стало понятно, о чем идет речь, начнём с самого мифа. Далее последует аргументация в пользу сделанных выводов.
Миф
Приведенная далее информация, является вымыслом автора и не имеет реальных прототипов.
Как «всем» известно, «прогрев» акустических систем и наушников известен ещё со времен античности. Один из авторов, живших в одном из греческих полисов (имя его, как водится, история не сохранила), писал о «прогреве» следующее:
Купив для ушей телефоны, что головными зовутся,
Или колонки большие со звуком одухотворённым
Не смей нарушать непреложный закон, что был дан Аполлоном великим –
Не слушай тот звук, что холод Аида наполнил!
Не внемли глупцам, что кричат про законы земные,
Прогрей же динамик скорее, чтоб оный очистить от скверны холодной!
Лишь боги способны мембрану наполнить энергией чистой, сквозь розовый шум проходящей часами.
Посредством прогрева великой ты цели добьёшься!
Современные последователи неизвестного античного автора излагают следующие аргументы в пользу прогрева динамиков:
«Все механические системы необходимо «обкатать», как новую машину» — особенно характерно для специалистов в области автозвука;
«Прогрев даёт возможность динамику приобрести постоянные механические свойства»;
«Прогрев обеспечивает повышение эластичности мембраны акустического излучателя настолько, что это коренным образом меняет звучание»;
«Для прогрева необходимо использовать розовый шум, который при длительном воспроизведении изменяет свойства «правильно»;
«Теория прогрева» доказана современной физической наукой, изменения после прогрева отражаются на частотном диапазоне акустики и АЧХ»;
«Любую акустику необходимо «прогревать» от 50 до 200 часов, а в ряде случаев более длительное время».
Реальность
«Теория» «прогрева» динамических громкоговорителей, а тем более драйверов иных типов, не выдерживает критики, как с точки зрения практического применения, так и с точки зрения материаловедения. Лишь ряд производителей низкочастотной акустики включает в мануалы рекомендации по прогреву, указывая время от 50 до 100 часов, но последнее не относится к наушникам. Неизвестно также, является ли это данью традиции или имеет под собой техническое основание. Тем более, не понятно от чего эти производители не занимаются «прогревом» в процессе предпродажной подготовки.
Почти однозначными контраргументами, свидетельствующими против «теории» прогрева, и в особенности наушников, являются следующие:
Первое – материалы, использующиеся при создании динамических и других излучателей, не нуждаются в дополнительном повышении эластичности. Существенных изменений плотности, эластичности и прочих свойств, отвечающих за электромеханические характеристики акустики в процессе «прогрева», не претерпевают;
Второе – конструкция драйверов, и наушников в целом не предполагает дополнительной предэксплуатационной подготовки типа «прогрева», так как проектирующие её инженеры создают устройство готовым к немедленному использованию;
Третье – теоретически возможные изменения свойств материалов, возникающие во время «прогрева» (длительного использования), фактически не отражаются на звуке и никак не влияют на качество продукта, так как в подавляющем большинстве случаев находятся в пределах допустимой погрешности параметров устройства или вообще не распознаются ни аппаратурой, ни слепыми тестами.
На данный момент не существует ни одной научной работы, нет ни одного чистого, с научной точки зрения эксперимента, подтверждающего мнение сторонников «теории прогрева».
Осторожные заявления некоторых производителей наушников относительно «прогрева»демонстрантивны. В большинстве своём они очень противоречивы, что, с высокой степенью вероятности, связано с нежеланием задеть чувства тех аудиофилов, которые безосновательно убеждены в истинности положительного влияния этой манипуляции на качество звука.
Ведущий дизайнер Beyerdynamic Гюнтер Вейдман имевший отношение к созданию легендарных Tesla (Beyerdynamic T1) уклончиво ответил на вопрос о прогреве, заявив следующее:
«Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева».
Аккуратно ответили на вопрос о прогреве и представители MEElectronics:
Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева.
Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз — прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.
Иные представители крупных брендов более категорично заявляют о том, что «прогрев» не нужен, данных о его влиянии нет, спецификаций по прогреву никто не выпускает.
Скотт Хьюстон из немецкой компании Sennheiser на вопрос относительно необходимости и времени прогрева динамиков заявил следующее:
Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева». В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости — сразу, как только вы их достали из упаковки.
Не менее категоричным был звукоинженер компании Shure, Юрий Шульман, который в официальном блоге компании выразил следующее мнение относительно прогрева:
«Необходимость прогрева — это больше миф, чем факт. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».
Компанией Shure был проведен следующий тест: несколько пар наушников E1, 1997 года выпуска, подвергли повторной проверке через несколько лет эксплуатации и определили их актуальные технические параметры. Итог: все характеристики остались неизменными и полностью соответствовали тем, которые были при первом использовании.
Из вышеизложенного становиться ясно, что «прогрев» не имеет сколько-нибудь существенного влияния на характеристики наушников, качество их звучания, а по сему эта процедура практически бесполезна.
Лишь отчасти можно согласиться с тем, что процедура прогрева может привести к изменениям АЧХ, как правило, в НЧ-динамиках, с так называемой «бумажной» мембраной. Последнее утверждение основано на эксперименте инженера-схемотехника Александра Большакова, который в 1987-м заметил изменение нижней границы частотного диапазона в 1,5 Гц на советских динамиках 75ГД1 после 80 часового «прогрева» с использованием ГНЧ, при этом аудиально не отметил никаких изменений в звучании излучателя.
Чистоту приведенного эксперимента инженер сам ставит под сомнение ввиду возможной погрешностей аппаратуры, а также разницы в условиях (температура, влажность).
Мнение автора материала не является официальной позицией компании PULT.RU, которая в вопросах «прогрева» сохраняет нейтралитет, базирующийся на недостаточном исследовании вопроса в акустике и физике твёрдого тела.
Автор: Pult.ru