Недавно “Одноклассники” анонсировали обновление функционала групп. Редакция Roem.ru решила узнать у Ильи Широкова подробности готовящихся изменений. Помимо пользователей, они непременно окажутся интересны брендам, которые ведут в "Одноклассниках" SMM-активность.
С Ильёй Широковым нам удалось пообщаться на мероприятии Mail.Ru Group: Update. Для этого пришлось занять очередь за двумя блоггерами - из Саратова и из Омска - которые тоже пришли задать свои вопросы. Блоггеров интересовала аудитория "Одноклассников" - ее размер, платежеспособность, сравнение ее с аудиторией "ВКонтакте".
"Это всё - одни и те же люди"
Илья Широков: По отчетам TNS четко видно, что аудитория в "Одноклассниках" более платежеспособная, чем по крайней мере во "ВКонтакте", про Facebook - не скажу, не помню. Средний возраст аудитории, возможно, выше, чем средний возраст аудитории некоторых других социальных сетей, но ядро аудитории - 25-35 лет (35%).
Если посмотреть на все социальные сети, будет видно, то их аудитории не очень сильно отличаются. Это всё примерно одни и те же люди, кто-то больше сидит в "Одноклассниках", кто-то во "ВКонтакте". Многие используют одновременно 2-3 социальные сети. Друзьям люди могут говорить, что пользуются одним сервисом, а мы видим, как они заходят и в другой.
Есть некоторые региональные различия, в каких-то регионах мы лидеры по количеству пользователей, как раз Саратов является одним из таких регионов.
На украинскую аудиторию у нас сейчас стартовала имиджевая рекламная кампания. Мы хотим посмотреть, может ли большая оффлайновая кампания на ТВ, в наружке и вообще везде изменить имидж большого интернет-продукта. К новому году это будет понятно.
- А какие именно параметры активности аудитории для вас важны?
Главное, что мы отслеживаем - дневная аудитория и что конкретно эти пользователи делают. Сколько они запостили единиц контента, сколько оставили комментариев, сколько просмотрели и запостили музыки, видео.
- Какими из этих метрик вы сейчас недовольны?
Мы всегда всем недовольны, всё хотим улучшать. Сейчас наметился интересный тренд во всех социальных сетях: лайки и репосты заменяют комментарии. Если раньше можно было в "Одноклассниках" только пятерку с плюсом поставить, то сейчас появляется масса других элементов, других способов выразить какое-то мнение о контенте. И интересно наблюдать, как с появлениеми этих новых методов общее количество взаимодействия с контентом резко увеличивается. Не только растёт количество лайков и репостов, но происходит перераспределение, комментарии сокращаются в пользу более простых способов реагирования.
"Мобильные пользователи становятся активнее и на вебе"
- Вы сейчас рассказывали о повышенной активности мобильных пользователей...
Да. Те пользователи, которые пользуются наравне с вебом мобильными версиями, на 70% более активны, чем те, которые сидят в соцсети только с компьютера. Например, люди, заходящие на мобильную версию сайта, ставят на 70% больше статусов, они практически в 2 раза оставляют больше комментариев и в 3 раза больше пишут сообщений.
- Это потому, что пользователи со смартфонами в принципе более активные, часто - гики?
Не только с этим связано, но еще и с тем, что когда смартфон постоянно в кармане, пользователь начинает больше всего делать, быстрее получать фидбек, эта интерактивность его еще больше вовлекает...
- А может это быть связано с тем, что у мобильной версии проще интерфейс? Всё-таки у веб-версии "Одноклассников" он довольно-таки обильный.
Это можно было бы предположить, если бы мы видели, что происходит замещение использования веб-сайта на использование мобильной версии. Но наоборот, люди, которые начинают ей пользоваться, становятся активнее везде, в том числе на вебе. Конечно, если это не специфическая страна, как, например, Узбекистан, где у нас 70% пользователей никогда не заходят на веб, а используют только мобильную версию, потому что там очень дорогие компьютеры и широкополосный интернет.
- А у вас там нулевая зона? Они есть вообще у вас?
Нет, ни там, ни в России, нигде.
- Вы не планируете запустить? Beeline и Facebook сейчас активно рекламируют бесплатную версию Facebook...
Мы думаем над этим вопросом.
"Cнизили минимальную цену на рекламу в Таргет@Mail.ru до 50 копеек"
- Давайте теперь поговорим про группы, возможности для компаний.
То что я сказал про обновление групп - это только самое начало. Наши группы - единственный сервис, который за те 2,5 года, что я в "Одноклассниках", не был переделан полностью. Все остальные мы переписали с нуля. Поэтому мы сейчас сделали только первые шаги, а нужно сделать сто шагов. И мы не просто так сказали, что сделаем лучшие группы среди всех социальных сетей.
- Работа над группами будет нацелена на бренды, чтобы сделать SMM удобнее?
Наша цель - чтобы у нас появилось много хорошего контента. Поэтому да, мы работаем с брендами и с агентствами для того, чтобы дать им инструменты для постинга контента и для мониторинга. Но при этом мы не будем забывать и о тех группах, которые создают пользователи.
- Пользовательские группы - в основном развлекательные? Анекдоты, картинки?
Нет, почему. Сейчас у нас самая большая группа - это, если я не ошибаюсь, "Готовим вместе". Самые популярные группы обычно те, которые посвящены определенным увлечениям.
- Владельцы таких групп занимаются коммерческой деятельностью? Продают сами рекламу?
У нас это сейчас не развито. И одна из причин - у нас было мало инструментов для сбора статистики, информации и так далее.
- Если сейчас начнется такая коммерческая деятельность, вы будете регулировать ее или запрещать?
Мы будем работать с этим.
- И какие опции статистики, аналитики появятся в группах в ближайшее время?
Сначала в статистике для групп будет демография, данные по тому, откуда люди приходят и как уходят. Уже в ближайшее время мы запустим статистику по каждому конкретному посту: кто его прочитал, откомментил, залайкал и так далее.
- Недавно прошел слух, что в "Одноклассниках" появятся группы-магазины. Пользователи смогут в рамках групп продавать товары, заниматься веб-коммерцией... Это правда?
Мы не готовы пока комментировать разные слухи, которые постоянно появляются, особенно о грядущих запусках. Если мы это запустим, обязательно всех соберем и подробно расскажем.
- В Таргет@Mail.ru ведь уже сейчас можно группы на "Одноклассниках" рекламировать?
Да, мы также снизили минимальную цену на рекламу до 50 копеек, и мы дальше будем активно работать с "Таргетом", чтобы сделать эффективнее привлечение трафика с помощью этой системы.
Самое главное - поднять эффективность самого "Таргета", чтобы компании туда приходили, видели, что они за какие-то разумные деньги смогли отрекламироваться и получить, во-первых, нужную им аудиторию, и, во вторых, по адекватным ценам.
"Наш антиспам строит статистическую модель пользователя"
Саратовский блоггер: Моя сестра с другими мамами города Саратова была участником очень большой группы "Шопоголики". Они делали совместные закупки одежды на иностранных сайтах. Примерно полгода назад эту группу закрыли. Видимо, по причине того, что она была коммерческой...
Есть такая проблема - на "Одноклассниках" огромное количество людей, которые пытаются заниматься какой-то коммерцией, и это не проблема, это хорошо. Проблема в том, что часто имеют место разные способы мошенничества, например, люди пытаются собрать с кого-то денег и исчезнуть. Некоторое время назад мы действительно применяли драконовские меры, но сейчас мы их смягчили, зато улучшили антиспамовые алгоритмы. Мы будем стараться регламентировать коммерцию и обезопасить пользователей от мошенничества.
- Очень часто добавляются в друзья пользователи по имени Теплые Полы, Пластиковые Окна, Салон Красоты и так далее. Неужели это эффективно? Вы это отлавливаете автоматически или по жалобам?
Их и антиспам отлавливает, и когда жалобы пользователей начинают сыпаться, мы их блокируем. Ну видимо, раз кто-то это делает, это что-то дает. По нашим оценкам, более 200 тыс. человек занимаются на "Одноклассниках" коммерческой деятельностью, в том числе такой.
- А как у вас дела с ботами?
Ботов мы сейчас блокируем очень быстро. За последние несколько месяцев мы проделали огромную работу с антиспамом, создали систему, которая не только автоматически анализирует стандартные действия. Она еще и строит статистическую модель пользователя и пытается понять, сильно ли отличается поведение данного пользователя от действий обычного пользователя, или нет. Ну и конечно, мы смотрим на айпишники. Проблему с ботами мы на данном этапе решили. Но это как с любыми спамерами: они что-то делают, мы придумываем контрмеру, завтра они находят новую дырку...
- Помимо СНГ, "Одноклассники" думают об экспансии на какие-то иностранные рынки?
My.com, о котором рассказывал Дмитрий Гришин - это платформа для вывода зарубеж всех наших сервисов, в том числе и "Одноклассников".
- Понятно, Илья, спасибо за ответы!
.