Виноваты ли женщины в изнасилованиях?

в 18:04, , рубрики: Научно-популярное, психология

image

После того как происходит изнасилование женщины, сразу же появляется большое количество людей, которые начинают кричать: «Да, она сама виновата!», «Да, она сама хотела!» и прочее…

Давайте разберемся со стороны психологии, виноваты ли женщины в изнасилованиях, и почему мы их в этом обвиняем?

Для начала нужно разобраться, в чем же обвиняют жертв изнасилования? В виктимности или виктимном поведении. Это предрасположенность человека попадать в ситуации, связанные с опасностью для его жизни и здоровья. В частности, это действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. И да простят меня феминистки, которые терпеть не могут этот термин, но вы не правы. В реальности виктимное поведение девушки влияет на вероятность нападения. Вот вам в качестве примера интересный эксперимент:

Американский профессор Бетти Грейсон провела любопытный эксперимент. Она предъявила сидящим в разных тюрьмах и абсолютно не связанным между собой преступникам видеопленки с изображением идущих по улице людей. Это были простые прохожие, принадлежащие к различным социальным и возрастным группам и не знавшие, что их снимают. То есть, они вели себя абсолютно естественно, и видеозапись отражала реальную сцену из жизни. Исследователи предложили заключенным определить, кого из изображенных на пленке они выбрали бы в качестве своих жертв. Поразительно, но факт: большинство указали на одних и тех же людей. Идеальный объект для нападения выглядит приблизительно так: сутулые плечи, скованные движения, вялый, потухший, избегающий контакта взгляд, опущенная голова, неуклюжая плетущаяся походка. Показательна и степень вовлеченности в окружающий мир – человек, погрузившийся в глубокие размышления и не замечающий, что творится вокруг него, легко уязвим.

Если Вы, мой дорогой читатель, подумали, что я обвиняю жертв насилия, в том, что с ними произошло, то нет, я не собираюсь этого делать, просто на проблему нужно смотреть с разных сторон, а не как у нас любят феминистки, только с одной и очень категорично.

Так же к виктимности можно отнести то, что некоторые девушки, скажем так, «нарываются» на неприятности. Подумайте сами, у кого больше шансов быть изнасилованной, у девушки, которая в 3 часа ночи ловит «бомбилу», или которая вызывает официальное такси? Ответ очевиден, не нужно заходить в клетку ко льву, а потом удивляться, что он тебя съел.

А теперь к другому вопросу, почему же мы обвиняем в этом женщин? Логично предположить, что после такой стрессовой ситуации им нужно всячески помочь, а мы ерундой страдаем.

Из тенденции обвинять жертву насилия и изнасилования был сделан поспешный вывод о существовании «культуры изнасилования», где изнасилование поощряется (как минимум — не осуждается), женщина объективизируется и вообще всё плохо.

В реальности же никакой культуры изнасилования не существует. Существует феномен веры в справедливый мир. Люди искренне верят, что мир устроен справедливо и каждый получает по заслугам. Изнасилованные виноваты потому, что вели себя провокационно, избитые жёны сами вызвали агрессию, бедняки сами ленятся работать, заболевший сам вызвал у себя болезнь.

Открыл феномен веры в справедливый мир Мелвин Лернер с коллегами. Он провёл множество экспериментов и от результатов этих экспериментов волосы натурально встают дыбом.

Взять хотя бы классический эксперимент с «отвратительной жертвой».

Суть эксперимента проста. Его участники наблюдали за процессом обучения (разумеется, подстроенным). «Ученица» должна была выполнять задачи на запоминание, а за ошибки её били током (так думали участники; на самом деле никого не били, всё было «понарошку»). Обратите внимание — участники эксперимента только наблюдали. И когда их попросили оценить «ученицу», они, по идее, могли проникнуться состраданием и пожалеть бедную девушку, которая честно старалась выполнить задачу как можно лучше, но всё равно получала болезненные удары током.
Но на практике участники эксперимента высказывались о девушке нелестно. «Она сама виновата», «нужно было быть внимательнее», «нечего было браться, раз не можешь», «она это заслужила»… Знакомые слова, верно? Наблюдение за жертвой почему-то вызвало не сострадание, но порицание.

Лернер считал, подобное унижение беззащитной жертвы возникает из-за веры «я – справедливый человек, живущий в справедливом мире, в котором каждый получает то, что заслуживает».

Это позволяет несколько унять ужас перед неконтролируемой жизнью и внести в неё хоть какую-то определённость (иллюзорную, конечно же). Это что-то вроде магической практики — если только плохие получают плохое, то если я буду хорошим, беда пройдёт стороной.

А если кого-то беда стороной не обошла — значит, поделом ему.

Любопытно, что при этом есть важный момент — наблюдатели отвергают и принижают жертву тогда, когда не в силах изменить участь жертвы. Если они могут вмешаться и что-то поправить, они часто не так критичны. Как вы понимаете, в случае произошедшего изнасилования отменить случившееся нельзя. Поэтому гораздо легче обвинить во всём жертву, чтобы сохранить свою веру в справедливый мир.

Конечно, человек, подвергшийся насилию, тоже совершил вклад в эту ситуацию. Я уже говорил про виктимное поведение. Но слепо верить, что ему (ей) досталось «поделом», — значит не учитывать неконтролируемые факторы, на которые человек никак не может повлиять. В изнасиловании виноват насильник, в грабеже — грабитель.

Другими словами, если вам захочется обвинить жертву изнасилования в том, что «не надо было надевать такое платье», смолчите и хорошенько подумайте — зачем вы собирались это сказать на самом деле. А потом, если действительно ничем помочь не можете, просто промолчите. Это будет лучше для всех. И, конечно, если можете помочь — помогите. Словом, делом — помогите. Не можете помочь — молчите.

Автор: Per_core

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js