Озвученное в предыдущей статье предположение, что второй день СПИКа может компенсировать уныние первого, оправдалось: продолжение и впрямь оказалось куда бодрее. Причем драйв ощущался сразу с обеих сторон — и в докладчиках, и в зрителях.
Первым большим оживлением дня стал доклад Олега Бунина (“Онтико”), посвященный высоким нагрузкам. В то время как многие “капитанствовали”, делая свои речи понятными даже непосвященным, Бунин выступил “по хардкору”, обрушив на слушателей заявления о “едином кеше для всех бекендов” (“кеш” и “бекенд” в его презентации были написаны именно через “е”) и “проблеме инвалидации кеша”. Он не стал делать больших скидок на то, что находится на конференции “обо всем интернетном” (а не узкотематической Highload++), причем в секции “Веб-разработка и дизайн: трюки и тренды”, то есть далеко не всем сидевшим перед ним его слова были близки и понятны. Кроме того, он пропустил все сроки завершения доклада. Однако среди зрителей нашлось немало заинтересованных, так что в итоге Бунин сорвал не только регламент, но и аплодисменты, сразу став одним из героев дня. И заслуженно: при всех минусах такой доклад куда ценнее очередного выступления “ни о чем”, пусть даже понятного всем присутствующим и идущего точно по графику.
В секции “Информационная безопасность” Игорь Гонебный тем временем объяснял, почему находить и маркировать опасные сайты сможет только все интернет-сообщество под руководством представляемой им организации Web of Trust, а силами отдельной организации этого не сделать. На напрашивающийся вопрос “а если пользователи устроят флэшмоб и признают kremlin.ru вредоносным” он ответил, что пока подобные попытки удается успешно пресекать, и выявлять подобные накрутки помогает автоматика. Получается, что качество сайтов должны контролировать живые люди, а не машины, но вот самих людей при этом должны контролировать машины.
Дальше жизнь снова бурлила: секция “Инструменты увеличения конверсии коммерческих сайтов и интернет-магазинов” пользовалась такой популярностью, что даже принесенных из соседних залов стульев не хватило на всех. Получилось как в случае с Буниным: с одной стороны, возникло неудобство, с другой — оно куда лучше первого дня, когда на всех секциях стульев хватало, потому что ни одна из них зрителей по-настоящему не интересовала. Гвоздем секции стало выступление Сергея Котырева (“Юмисофт”), накануне уже привлекшего к себе внимание докладом на “Управлении командами”. Он и в этот день оказался любимцем публики, рассказывая о самых разных средствах влияния на покупателя (от функции “сообщить мне, когда этот товар подешевеет” до айтрекинга, показывающего, как пользователь смотрит на сайт). И если накануне к большинству докладчиков у зрителей не было никаких вопросов, то здесь ведущему секции Максиму Спиридонову пришлось останавливать желающих, чтобы уложиться по времени.
Позже сразу два доклада на разных секциях воспевали переход от универсальности “ВКонтакте” к более узким проектам, но если Тимур Жабко (Snegoffon) осторожно говорил “нишевые соцсети будут развиваться параллельно с универсальными” (и честно назвал среди причин их развития блокировку популярных сайтов на рабочих местах), то напоминающий персонажа MMORPG Виктор Прошин (“ООО Диалог Информационные Технологии”) на выражения не скупился: “Что делают люди в обычных соцсетях? Пишут какую-то ерунду, читают какую-то ерунду, оставляют в комментариях какую-то ерунду”. Успев за считанные минуты обвинить “универсальные” соцсети сразу во всех смертных грехах (поощрение низменных инстинктов, низкая степень созидания, моральный эксгибиционизм, копирование контента), Прошин перешел к восхвалению тематических площадок, где пишут на заданные темы, оставляют комментарии по делу, поднимают на пъедестал самых достойных и вообще заняты созиданием ценностей. Вероятно, эти слова начнут звучать куда убедительнее в тот благословенный день, когда пользовательские рецензии на “Кинопоиске” станет можно читать без содрогания.
Провисающие моменты, впрочем, были, причем даже на острой секции “Новые медиа” — например, в открывающем докладе Светланы Петуховой (фонд “Общественное мнение”) статистика оказалась столь предсказуемой, что многие с трудом подавляли зевоту. Но уже на следующем после него докладе скучать не приходилось: Карен Казарян (РАЭК) прошелся паровым катком по СМИ, лезущим в блестящий мир новых медиа без какого-либо понимания причинно-следственных связей (и, например, срочно клепают мобильные приложения, но напрочь забывать снабдить свой сайт мобильной версией). По его мнению, ситуация напоминает карго-культы, когда туземцы играют в аэропорт, рассчитывая таким образом вызвать настоящий самолет. Схожая мысль уже была недавно высказана в резонансном тексте Галины Тимченко , но послушать масштабный и небезосновательный разнос всегда интересно. А затем еще и возражения нашлись: Тимур Жабко заявил, что “Сноб” своим примером доказывает пользу раскритикованных Казаряном блог-систем на сайтах СМИ.
Следом вышел петербургский деятель Павел Перец (Realweb), весь в белом и это не фигура речи, с заявлением о том, что бумажная журналистика умерла и авторам надо срочно идти в SMM работать на крупные бренды. А затем начал объяснять, что такое “агент влияния” — при том, что над разъяснениями этого термина смеяться стали еще года три назад: все, кому нужно, давно его знают, и на конференции в 2012 году это выглядит примерно насколько же уместно, как подробное разъяснение понятия “социальная сеть” с примерами и скриншотами. В общем, выступление Перца стало главным трэшем конференции, но в рамках одного доклада трэш скорее делает мероприятие колоритнее, чем портит.
Даже в самом конце конференции скучать не приходилось: Дмитрий Кот (“Агентство продающих текстов”) до рассказа о правильных интернет-текстах заставил присутствующих сделать друг другу массаж плечей, Александр Феоктистов (“Яндекс”) раскрывал секреты Яндекс.Маркета (“у нас внутри компании соперничество с Директом, хотим, чтобы нам столько же разработчиков дали”), дискуссия по поводу авторского права проходила практически на повышенных тонах (жаль, со старыми аргументами), а вездесущая eLama давала вполне конкретные советы по эффективности контекстной рекламы. Заодно заявив “eLama — сервис с человеческим лицом”, в связи с чем хочется напомнить, как выглядит логотип компании:
В общем, второй день конференции всухую выиграл у первого даже в мелочах: замусоривавшие хэштег #spic2012 спам-боты куда-то подевались, а живых твитов стало больше, причем обед в них больше не упоминался как главное событие дня. Так что причины ждать СПИК-2013 есть.