Как-то вечером, в середине мая, я (Soomrack) сидел в кафе и обсуждал с Глебом Суворовым новые веяния в Интернете. Тогда я сказал: "Знаешь, Глеб, а ведь я могу сделать так, что в течении двух недель две крупнейшие компании в Рунете: Google и Яндекс, внесут изменения в свои пользовательские соглашения". Он спросил: "Как? Ведь у твоих проектов даже нет аудитории!". Я ответил: "Сегодня это уже не важно, и я думаю, что это и есть главное изменение в Интернете за последние 10 лет".
Чтобы кто-то что-то сделал, обычно нужна причина. Такой причиной для корпораций Google и Яндекс станет страх потери части аудитории на новых проектах как наиболее чувствительных к информационным вбросам: во-первых, плохая информация может полностью убить проект на старте, а во-вторых, когда проект молод, - то есть команда, которая его продвигает, крайне амбициозна и кровно заинтересована в успехе, - можно ожидать, что эта команда всеми правдами и неправдами будет давить на руководство компании изнутри для достижения своих целей.
Тезис: команда проекта не только создает дополнительное давление на свою компанию изнутри, но и выступает в роли коэффициента усиления для внешнего сигнала.
Решение: целью информационной атаки станут аудитории только что вышедших проектов Google-drive и Яндекс-диск.
Нужно создать информационный сигнал, и этот сигнал должен быть очень сильным. Это не может быть одинокий вброс на одном форуме, такого корпорации даже не заметят. Это должен быть масштабный "диспут" с вовлечением большого количества людей и с публикациями в СМИ.
Публикации в СМИ это очень просто, ибо про новые проекты пишут всегда, а статья без "ложки дегтя" не привлекает внимания. Надо только подсунуть бочонок с правильным "дегтем" журналистам и они сами зачерпнут столько, сколько им нужно (если это не противоречит политике редакции). Это можно сделать двумя способами: разослать информацию всем IT-журналистам по email или же разместить ее на ресурсах, которые они используют как источники информации.
Тезис: в публикации интернет-журналистов легко вкраплять нужную информацию путем маленьких, но своевременных вбросов, таким образом интернет-журналисты являются очень большим коэффициентом усиления для очень слабых внешних сигналов, если эти сигналы делать в резонансе с их публикациями.
Решение: "публикация про неприятные особенности пользовательских соглашений Яндекс-диска и Google-drive на roem.ru" (на премодерации висело чуть меньше недели, опубликовано 20.04.2012).
Нужен "диспут" с вовлечением большого количества людей. Для этого нужна площадка с большой аудиторией, аудитория должна быть целевой для проектов Яндекс-диск и Google-drive, нужна возможность написания большого количества комментариев, желательно, чтобы у аудитории имелись собственные блоги.
Решение: организовать "диспут" на habrahabr.ru.
Проблема: далеко не каждый вброс рождает "диспут". Тема пользовательских соглашений мало кого интересовала раньше, мало кого она интересует и сейчас, но почему-то именно в последнюю неделю апреля про нее упоминали в газетах и телепередачах, обсуждали на десятках форумах и блогах. Правда, почти нигде она не была основной темой, но про нее всегда вспоминали, когда говорили о Яндекс-диске или о Google-drive. Благоприятным фактом было то, что ранее эта тема очень мало обсуждалась, поэтому у аудитории накопился значительный потенциал, который можно было быстро высвободить.
Тезис: устойчивым информационным состоянием общества является незначительное, но регулярное обсуждение всех проблемных тем; если какая-то тематика долго не обсуждается, то накапливается потенциал, который при резком высвобождении может вызвать сильные информационные всплески – признаки неустойчивого информационного состояния общества.
Проще перенаправить чужую, но активную дискуссию в нужном направлении, чем создать свою. Маленькие, эпизодичные вбросы показали, что аудитория расположена к обсуждению тематики пользовательских соглашений, и у нее есть потенциал. Этот потенциал нужно быстро высвободить, так быстро, чтобы сработал эффект критической концентрации информации, и она бы разлетелась по блогам и форумам. Нужен эффект положительной обратной связи.
Решение: на первом этапе мы сами выступим в роли положительной обратной связи. В каждой выбранной дискуссии мы постараемся ответить по одному разу каждому участнику, но этот ответ будет на нужную нам тему. При этом на каждый ответ нашему комментарию мы обязательно будем давать свой, тоже на нужную нам тему. Тем самым мы, во-первых, развернем дискуссию в нужном нам направлении, во-вторых, получим существенный количественный перевес в информации на нужную нам тему, в-третьих, простимулируем активных участников к еще более активным действиям, в-четвертых, создадим видимость высокой информационной привлекательности этой тематики. После обработки нескольких дискуссий их нужно перелинковать, чтобы участники имели возможность еще раз повторить свои мысли, но уже в другом топике. В какой-то момент размер активной аудитории станет таким, что она сама для себя будет выступать в качестве положительной обратной связи, и это будет продолжаться до тех пор, пока не разрядится весь потенциал.
Тезис: коэффициент усиления информационного сигнала "тема на форуме" пропорционален отношению пассивной аудитории (не пишет комментарии) к активной (пишет комментарии), эти аудитории часто отличаются на порядки.
Пять топиков на habrahabr.ru в течение недели почти полностью разрядили весь потенциал аудитории по теме пользовательских соглашений. Из этих пяти топиков только один мне пришлось создать самому - "последний", остальные были созданы самими пользователями под влиянием иллюзии потребности в этой информации. Было много перепостов на внешних ресурсах: блогах и форумах.
Тезис: комментарии представителей компании (особенно официальные) являются еще одной положительной обратной связью, с большим коэффициентом усиления.
Комментарии получить было легко: путем вовлечения сотрудников в дискуссии на форумах, где они "завсегдатаи", через официальные запросы от СМИ, через службу технической поддержки. Мне самому ничего делать не пришлось, общественность сама все сделала.
Тезис: аудитория фанатов является одним из наиболее значительных коэффициентов усиления для негативной информации.
Для того, чтобы вовлечь фаната в дискуссию, порой достаточно одной ссылки, они много пишут и любят ругать продукты конкурентов. Однако их главное достоинство в другом: если в аудитории, которая по большей части (но не обязательно полностью) состоит из фанатов, кто-то публично скажет, что его веру предали и он больше не фанат, то это будет очень сильный сигнал о возможной потери аудитории для компании. Такие сигналы были
Синтез: из перечисленных звеньев — положительных обратных связей и коэффициентов усиления, можно составить локально неустойчивую систему, для которой даже очень слабый информационный сигнал, поданный на вход, может вызвать сильные колебания и привести к смене состояния.
- 25 апреля компания Google внесла изменения в свое пользовательское соглашение.
- 26 апреля компания Яндекс внесла изменения в свое пользовательское соглашение.
Оба изменения по своей сути малосодержательны, их наличие или отсутствие вряд ли имеет какое-то влияние на успешность проектов.
Комментарий 1. Положительную обратную связь можно представить так: у вас перепутаны краны горячей и холодной воды, вы стоите под душем и хотите сделать воду похолодней, поэтому крутите кран холодной воды, который на самом деле добавляет не холодную, а горячую воду, и чем горячей на вас льется вода, тем быстрей вы крутите эту ручку. В итоге вы ошпаритесь. Если ручки помечены правильно, то обратная связь отрицательна, и вы быстро получите комфортную температуру воды.
Комментарий 2. Большие объемы новой информации создают большой потенциал, который может быть использован для дестабилизации информационного состояния общества. Если это нежелательно, то перед вбросом нужно проводить серьезную подготовительную работу. Не так давно была введена система открытых аукционов, кое-кто использовал этот значительный объем новой информации в своих целях. По-видимому это оказалось нежелательно, и согласно сообщениям в СМИ, госзакупки скоро могут частично засекретить. Сейчас открыли базу судебных дел, эта информация обладает гораздо большим потенциалом, чем госзакупки: это информация о конкретных людях. Кто попытается воспользоваться этим потенциалом и для каких целей?
Эпилог
Этот маленький интернет-проект (эксперимент) трудно оценить: это не блог и не вебсайт, у него нет своей аудитории, у него даже доменного имени нет. Обычные интернет-проекты для него выступают в роли "оптоволокна" и "концентраторов". Его удалось сделать, потому что изменился Интернет, внутренние социальные связи породили динамику, сеть начала эволюционировать самостоятельно.
С уважением, Soomrack.
Редакция Roem.ru может не разделять мнения авторов статей.
С предложениями по публикации материалов на темы интернет-бизнеса обращайтесь на редакционный почтовый ящик info@roem.ru