Недавно появился обзор приложения, которое назвает себя лучшим способом сказать "я уже еду". Приложение показывает тому, к кому вы едете, где вы находитесь и скоро ли будете. Если вы опаздываете, ваш контрагент может развлекаться, следя за вами по маршруту. Или утешаться тем, что вы действительно в пути, а не валяетесь в кровати, все еще думая, не забить ли на встречу.
Приложение странное. Во-первых, вежливый человек всегда напишет тому, кто его ждет, старую добрую СМС-ку с извинением и предположительным временем прибытия. Во-вторых, кому захочется быть белой мышкой в прозрачном лабиринте? И так опаздываешь, нервничаешь, а тут за тобой еще и наблюдают.
Казалось бы, приложение можно и не ставить, если не хочется. Но сегодня колумнист Техкранча Джош Констайн в своей статье назвал его суть "новым социальным контрактом, который нам придётся принять". Мы используем всё больше сервисов, которые фиксируют наше местоположение и показывают его другим людям. В результате, нам становится всё труднее врать - если ты говоришь жене, что задержался на работе, она может потребовать зачекиниться в Форсквере и приложить фотографию коллег в галстуках и с усталыми лицами на фоне слайдов power point.
Раньше можно было по телефону сказать боссу, что ты опаздываешь, потому что в пробке. Теперь босс початится с тобой в Фейсбуке и увидит по геолокации, что ты вовсе не в пробке.
Очень простой и понятный механизм. Непонятен только его смысл и ценность. Какая разница, где именно ты опаздываешь на встречу - в пробке или в постели? Если ты обещаешь явиться через 15 минут, а приезжаешь через 45 - босс безо всяких гелокаций занесет тебя в черный список ненадёжных и безответственных.
Социальные сети как всегда сильны в замене деятельности суетой. Весь день лайкал, комментировал, ушел домой с ощущением приятной усталости и массы совершенного. Вот и босс, вместо того, чтобы размышлять о производительности труда и мотивации сотрудников, будет увлеченно следить за голубой точкой, которая перемещается по направлению к офису.
Компании используют Интернет, чтобы контролировать и регулировать поведение сотрудников, уже очень давно. Самое традиционное, что я могу вспомнить - мониторинг офисного интернет-трафика на предмет посещения нежелательных сайтов, скачки нежелательных файлов, в особо тяжелых случаях - мониторинг переписки в мессенджерах, почте, соцсетях. С ростом популярности соцсетей у начальства появилась новая затея - добавляться к подчиненным в друзья. Не принять френдреквест - невежливо. Принять - постоянно жить с ощущением, что каждый расшаренный тобой котик просматривается Важным и Занятым Человеком, который ждет вовсе не этого, а, например, фотографии тебя, нюхающего кокаин.
Компания Russell Herder в этом году провела исследование и узнала, что из тех, кто получил френдреквест от босса, 30% "подвергались давлению" в пользу принятия запроса.
Но просто оказаться в друзьях боссам оказалось мало. Весной этого года в СМИ появилась серия негодующих статей о том, что на собеседованиях у американцев требуют пароль от Фейсбука. Ведь в личных сообщениях тоже столько всего интересного!
Сам Фейсбук всеми силами помогает тренду - в апреле 2012 приложение Facebook Messenger научилось прикреплять к каждому сообщению информацию о местонахождении собеседника и показывать, видел ли он ваше сообщение. Марк Цукерберг очень любит говорить о новой эре прозрачности, которую движет к наступлению Facebook. Эрик Шмидт из Google как-то посоветовал не делать ничего, о чем вам стыдно было бы рассказать всему свету ("If you have something that you don’t want anyone to know, maybe you shouldn’t be doing it in the first place"). Через год люди узнают из Интернета, что у Шмидта есть любовница, а также что у него открытый брак, поэтому любовница - это ok. Показательно, что свою личную жизнь Шмидт считает возможной опрозрачить, а вот алгоритмы ранжирования сайтов в Google - нет.
Ценящие прозрачность люди чаще всего апеллируют к честности в личной жизни. "Не заводи любовниц, и не надо будет прятаться". Технологии как бы получаются на страже морали, за всё хорошее против всего плохого. Но практика показывает, что настоящая сфера применения технологий, "делающих нас честнее", - не личная жизнь, а корпоративная. В личной жизни и без технологий рано или поздно всё становится понятно. Например, у американских подростков совершенно без участия HR-ов возникла мода обмениваться паролями от Facebook.
А вот в отношениях людей с компаниями мораль своя, и деньги есть мера всех вещей. Наверное, Воложу тоже иногда бывает грустно и хочется поделиться настроением "надоело всё, уехать бы в горы и жить бы там натуральным хозяйством". Но ему нельзя, а то акции упадут. Если человек в рабочее время отпросился в больницу, а сам поехал на собеседование в другую компанию, значит ли это, что он заведомый негодяй и надо его геолокацией вытаскивать за ушко да на солнышко?
Деловой этикет и здравый смысл требуют, чтобы мы не опаздывали, а в случае опоздания - извинились. Привода причин опоздания они не требуют. Напротив, это чаще всего лишнее - ты и так опоздал, да еще тратишь чужое время на рассказ о том, как собака съела домашнюю работу.
Интересно и то, что за прозрачность выступают сплошь люди, для которых она является, так сказать, средством производства. Проще говоря, чем больше Шмидт и Цукерберг о нас знают, тем они богаче. Может быть, именно это является причиной того, что они делают, а не "желание изменить мир к лучшему"? Насколько нам известно, как раз в Google и Facebook внутренняя культура подразумевает большую свободу организации труда у программистов. Они могут приходить на работу, когда хотят или не уходить вовсе, их кормят, развлекают и массируют, лишь бы они делали то, что им вообще-то и так нравится делать. Конечно, и в этих компаниях есть люди, которым нужно приходить ровно к 10, но Цукерберг вряд ли станет отслеживать их перемещения. Их просто уволят за три опоздания в месяц.
Тем не менее, сервисы и функции отслеживания перемещений займут важную нишу и будут играть важную роль. Они будут помогать сотрудникам понять, в какую компанию они попали. Склонность следить по карте за точечкой, которая опаздывает на встречу, станет неплохим детектором адекватности начальника.
Для стартапов это ниша, конечно, гораздо более богатая. Сервисы фальсификации геолокации слишком популярны не будут - люди в большинстве своем ленивы и честны. А вот скрещивание геосервисов с корпоративными сервисами - внутренними соцсетями, системами постановки задач, какими-нибудь мегапланами... Для самого Foursquare такая модель монетизации была бы поинтереснее рекламной.