Технологии платежной индустрии способствуют развитию не только отраслевых онлайн-решений, но и стимулируют постепенную интеграцию инструментов оплаты в бытовые офлайн-каналы. Мы в команде блокчейн-сервиса Wirex изучили кейсы внедрения бесконтактных платежных технологий в различные предметы, используемые каждым из нас в повседневной жизни: от наручных часов и модных аксессуаров до автомобилей и дронов. Представляем вниманию пользователей Geektimes цикл материалов, посвященных теме бытовых девайсов со встроенной бесконтактной платежной функцией. Первая статья цикла публикаций посвящена наручным часам, среди которых как новейшие разработки технологических корпораций, так и продукция производителей швейцарской классики.
После появления технологии коммуникации ближнего поля (NFC) в 2004 году стало ясно, что NFC-чипы постепенно модернизируют платежную отрасль в силу своей простоты в разворачивании и надежности. Благодаря коммуникации ближнего поля появилась возможность осуществлять взаиморасчеты, просто поднеся платежное устройство на расстояние около 10 см от считывателя. С тех пор технологию бесконтактной оплаты стали использовать разработчики носимых устройств и аксессуаров.
Официальный старт продаж “умных часов” Apple Watch состоялся в апреле прошлого года. К этому моменту об NFC-функционале наручного девайса уже было известно. Владельцы Apple Watch получили возможность расплачиваться в точках продаж, поднося часы к NFC-терминалу. Технология NFC реализована в Apple Watch благодаря разработками компаний NXP и AMS.
Спустя год после выхода Apple Watch на рынок стало известно, что платежный функционал в смарт-часах Apple по популярности у пользователей стоит лишь на 5-м месте после функций отслеживания времени, фитнес-трекера, носимого плеера, общения в электронной почте и чатах.
О том, что смарт-часы Samsung Gear 2 оснащены NFC-чипом стало известно еще в начале сентября прошлого года. С тех пор экспертное сообщество интересовал другой вопрос: будут ли подключены “умные часы” Samsung к платежной системе Samsung Pay. 18 июля этого года Samsung заявил о доступности бета-версии Samsung Pay для всех пользователей Samsung Gear 2. Для того чтобы получить доступ к тестовой версии платежной системы пользователям необходимо установить последнее обновление для приложения смарт-часов.
Для того чтобы воспользоваться платежной функцией необходимо поднести часы к NFC-терминалу, нажать и удерживать кнопку “Назад”, выбрать карту, после чего ввести пароль для осуществления транзакции. По информации на официальном сайте разработчика, из соображений безопасности Samsung Gear 2 не хранит и не передает платежную информацию.
Появление NFC в «умных часах» Apple Watch и Samsung Gear выглядит закономерным на фоне внедрения технологии коммуникации ближнего поля в смартфоны iPhone и Galaxy. Однако бесконтактная функциональность привлекла внимание и производителей классических часов, также превративших свою продукцию в платежные инструменты.
CEO швейцарского производителя часов Mondaine Андре Бернхейм в марте этого года объявил о партнерстве с ведущим мировым провайдером ПО и сервисов в с сфере встроенной безопасности Oberthur Technologies. Цель — впервые представить в Швейцарии технологию бесконтактной оплаты с наручных классических часов за счет специального чипа, по своим размерам не превосходящего телефонную SIM-карту. Платежный чип отделен от механизма и крепится или к самому ремешку или к его фиксатору. Из-за своего небольшого размера разработка никак не скажется на дизайне часов Mondaine.
Платежный гигант Visa в ноябре прошлого года объединил усилия с другим производителем швейцарских часов Swatch, совместно с которым в октябре прошлого года анонсировал часы Swatch Bellamy с функцией бесконтактной оплаты.
На фотографии: CEO Swatch Group Ник Хайек
Стоимость новой разработки Swatch составила на европейском рынке около 90 Евро. В июне этого года данная модель была представлена для участников и гостей олимпиады в Рио. NFC-часы названы в честь писателя-фантаста Эдварда Беллами, еще в 19-м веке предсказавшего эволюцию платежной индустрии и переход с наличных денег на дебетовые и кредитные карты.
Еще один пример внедрения технологии бесконтактной оплаты демонстрирует итальянский производитель предметов роскоши Bulgari, совместно с MasterCard и платформой интернет-безопасности WISeKey решивший совместить бесконтактные технологии с классическим дизайном. Согласно мартовскому пресс-релизу MasterCard Bulgary вместе с партнерами собирается представить первые в мире умные механические часы класса Люкс Diagono Magn@sium. Владельцы часов получат возможность осуществлять безопасные транзакции в более чем 4 миллионах торговых точек в 74 странах мира, в которых возможен прием бесконтактных платежей MasterCard. Бесконтактный функционал часов Bulgari, в том числе, позволит открывать двери автомобилей и номеров отелей, а также может быть использован в соответствии с целями партнерских программ производителя.
Отдельного внимания заслуживают наручные часы «AlfaPay», выпущенные летом 2015 года российским «Альфа-Банком» совместно с MasterСard. Расплачиваться с помощью носимого устройства «Альфа-Банка» можно в терминалах, поддерживающих функцию PayPass. Транзакции на сумму до 1 тысячи рублей не требуют валидации с помощью пароля или подписи. Разработчик часов — швейцарская компания watch2pay. Часы привязываются к smart-карте с номером и CVC-кодом, которую пользователь может прикрепить к любому из своих счетов в «Альфа-Банке».
По данным исследовательской компании IDC, несмотря на свою броскость, смарт-часы такие как Apple Watch и Android Wear займут в 2016 году лишь четверть, а в 2020 году лишь треть рынка носимых платежных девайсов. В следующих материалах мы обязательно рассмотрим другие разновидности устройств, которые помимо их основного назначения можно использовать для бесконтактных покупок в точках продаж.
Продолжайте следить за обновлениями блога финтех-стартапа Wirex, предоставляющего услуги платежей и денежных переводов без банковского посредничества, и оставайтесь в курсе самых современных разработок мировой финтех-индустрии.
Автор: Wirex