В мае 2016 года жительнице г. Томска пришло письмо, отправленное 40 лет назад. Её брат (тогда 9 лет отроду) просил прислать циркуль для учебы, интересовался, как водится, делами и погодой. 40 лет письмо желтело и пылилось в углу всеми забытого отделения и ожидало этого неизвестного добросовестного почтальона. А может, в свете последних “почтовых” изменений, и не почтальона вовсе, а реформирования всей системы.
О Почте России не принято говорить позитивные вещи, так как она олицетворяет зачастую архаичность, убогость и прочие, очень нелицеприятные явления, зародившиеся еще в тех же 70-х годах (впрочем, бывшие в то время, относительно прогрессивными). И всё же в последние годы Почта России сама за нас начинает говорить о себе хорошо. И при этом старается соответствовать, что важнее. О её словах и делах и всех связанных с ФГУП стереотипах пойдет речь в статье.
Нам, объединению, которое работает в b2b-сегменте и, в первую очередь, с e-commerce проектами это стало интересно, тем более что о достижениях почты России заговорили даже технологичные японцы.
Про архаичность
Если бы Почта России была архаичной, ею руководила бы бабушка из тех же далеких 70-х годов. Конечно, это не показатель. Даже с молодым и перспективным человеком в дорогом костюме внутренняя, содержательная прогрессивность может отсутствовать. Но вглядитесь в нынешнего генерального директора Дмитрия Страшнова и его предшественника Александра Киселёва. Википедия первого называет очень неудачным руководителем Почты, о втором вообще отсутствует какая-то детальная информация, кроме ссылок на скандал и его отставку. Умозаключения эти, судя по достигнутым ими результатам, не вполне логичны. Потому как при Киселёве Почта России впервые с 2005 г. стала прибыльным предприятием. А при Страшнове совершила мощный рывок в электронной коммерции и продолжает развиваться.
Киселев сделал первый шаг Почты вперед. Будучи человеком науки и бюрократии, создав себе имя в Академии наук и в разных министерствах и ведомствах исполнительной власти, он и к делу подошел с присущей таким лицам “административностью”. В период его правления с 2009 по 2013 годы никаких особенных новаций не появилось. Киселёв пытался организовать иерархию и порядок, основанный на ней (при нём была окончательно устранена самая нелепая случайность в российской повальной децентрализации 90-х годов — самостоятельно существовавшая почтовая служба государства Татарского присоединена к центру. Почти как во времена Ивана Грозного). И даже каким-то чудом, не зависящим, правда от его руки (имя тому чуду — растущий объём посылок из Китая), вывел Почту впервые с 2005 г. в небольшой плюс.
Но это же чудо и погубило бюрократические и административные потуги Киселева. Коллапс в аэропортах, вызванный ростом количества посылок из Китая, перепалкой Почты с таможней, длительностью сортировочного процесса и полным отсутствием автоматизации, привел гендиректора к отставке. Стоит добавить еще об одном достижении Киселёва. Это разработка стратегического плана развития вплоть до 2020 года, с необходимостью инвестирования 220 млрд. рублей. Заказан, однако, этот план был у Boston Consulting Group, что в очередной раз говорит о полной некомпетентности наших аналитиков или о неправильном подходе в выборе партнёров. Вдумайтесь — американцы стратегически развивают нашу Почту!
Дмитрий Страшнов — человек совсем другого свойства. Бизнесмен с малых лет. Умеющий увидеть перспективы развития даже в самых неблагоприятных условиях. Послужной список включает такие известные бренды, как Electrolux, Philips, Tele2. В первую очередь, он сразу занялся автоматизацией сортировочного процесса, и в ноябре 2013 г. был введен в эксплуатацию автоматизированный сортировочный центр.
Кроме того, как передовой человек, Д. Страшнов занялся продвижением Почты на рынке электронной коммерции.
Про новации
Ещё в 2003 году Почта России шагнула на пару сантиметров ближе к развитию, организовав розничную торговлю во всех отделениях. В следующем году предприятие внедрило EMS (международный сервис экспресс-доставки), а также “КиберДеньги”, вступив на рынок электронных переводов. В 2007 году совместно с Kodak и Rambler организовала сервис по печати фотографий, а также вышла на трансграничный рынок денежных переводов в Китай. Затем, до прихода Страшнова, наступил период безвременья и без новаторства — ни одного нового значимого продукта или услуги. С 2014 года Почта России активно развивает собственный маркет-плэйс.
Но наиболее продуктивным выдался 2015 год:
- сервис адресной рассылки “Директ-мейл”;
- подписное онлайн-агентство для региональных издателей;
- новые услуги “Курьер онлайн” и “Посылка онлайн”;
- трекинг-сервис для отслеживания отправлений из интернет-магазинов;
- новый сайт сервисного, а не информационного характера;
- Почта-банк, о котором подробнее будет сказано ниже.
А в 2016 году Почта России и вовсе перешла на новый, реактивный уровень. Во-первых, арендовала два самолета для супер-экспресс-доставки. Во-вторых, объявила о намерении использовать технологию блокчейн для отслеживания посылок. Кроме того, глава “Почта-банка” Дмитрий Руденко активно поддерживает указанную децентрализованную технологию и даже появление в России криптоденег, поскольку доставка национальной валюты в отдаленные части России порою дороже самой валюты, и без этого шага не обойтись.
В целом, e-commerce-достижения Почты впечатляют. Доход с каждым годом растет на солидные проценты, а полученную прибыль инвестируют в новые перспективные проекты. Впечатления эти, однако, излучает пока только b2b-сообщество, на уровне рядового пользователя до сих пор работает стереотип, подкрепляемый различными скандальными казусами, о которых скажем сразу после “Почты-банка”.
Про “Почта-банк”
Об организации в почтовых отделениях банка начали говорить всерьез еще в 2009 году, хотя задуматься можно было намного раньше. Обширная категория пенсионеров, получающих на почте свои “кровные” и откладывающих большую их часть на сберегательные счета, давно напрашивалась в источник дополнительного дохода.
Связь-банк, санированный ВЭБом, в 2010 году начал искать себе партнера, поскольку рассчитываемый размер инвестиций в $5-10 млрд, не позволял осилить дорогу одному идущему. Кандидатами в партнеры числилисьБанк Москвы, Русь-банк, “Русский стандарт”, Юникредит-банк, Номос-банк, ХКФ Банк, а также Банк Тинькофф. Однако договориться не получилось, в результате только через 5 лет удалось реализовать задуманное, но уже с другим банком — ВТБ. Причем размер инвестицией сказочным образом сократился до 5 млрд. уже рублей (сумма приобретения Лето-банка, на основе которого и создан “Почта-банк”), что позволяет чётко осознать причину сорвавшейся ранее сделки (в такого рода проектах другой причины и не может быть — жадность одной из сторон). Освоив новый источник доходов, Почта России сделала его, по сути, одним из основных (более 33% доходов приходится на финансовые услуги).
Про убогость
Если бы Почта России была убогой, она походила бы на эту избушку.
Убогость Почты проявляется в таких вот крохотных населенных пунктах, до которых сверхдоходы последнего времени вряд ли дойдут в ближайшие 5 лет. В отличие от отделений того же “Сбербанка”, ухаживающего за каждым своим помещением, который однако имеет размер прибыли, по сравнению со “сверхдоходами” Почты превосходящий в n-ное количество раз. Пока Почта заботиться о каждом своем доме не в состоянии. В центрах же с убогостью все в порядке (её там нет):
Это в Сочи:
Это в каждом городе:
Про скорость
Если бы Почта России была медленной, она бы… и есть медленная. По отзывам большинства, даже по собственному признанию.
Хотя в настоящее время она позиционирует значительный положительный сдвиг. В 2015 году показатель посылок, доставленных в срок составил 93% (от прогнозируемых 85%), в этом году прогноз составляет 95%. Отзывы рядовых пользователей тем не менее сетуют именно на скорость. В любом случае, появление самолетов, обновление транспортной инфраструктуры, автоматизация процесса превращают Почту из черепахи в зайца-русака. Одна-две ноги у этой черепахи, во всяком случае, уже заячьи.
Про вежливость и добросовестность
Отзывы на сайте irecommend.ru — средний балл: 1.9 (всего голосов: 572).
Отзывы по данным Почты России — положительных — 72%.
Если с коммерческими недостатками Почты можно легко покончить вливанием дополнительных средств и технологичных идей, то менталитет рядового почтальона меняется тяжело. Как убедить мрачного, получающего мизерную зарплату на грани минималки, сотрудника прощаться с посетителем словами “Всего доброго, приходите к нам еще”? Даже те, кто вежливы от природы, с трудом справляются с этим жестом доброты в стенах финансово враждебного к ним учреждения. Даже повышение зарплаты это исправит нескоро. Такие проекты, к слову, Почта уже реализует. Например, в 2016 году повысила зарплаты работникам основного производства, до конца года на зарплаты уйдет до 6 млрд. рублей.
Там где нет вежливости внешней, там внутреннее невежество зашкаливает, особенно когда такой человек остается наедине с самим собой, а рядом еще оказывается чья-то посылка. Если случаи игры в футбол на рабочем месте являются только догадками, сделанными в результате рассмотрения доставленной искореженной посылки, то сожженные письма стали достоянием гласности. При этом об отстранении виновного работника речь не идет, только дисциплинарные и административные взыскания. Случаи воровства на Почте тоже не в диковинку. Чего только стоит недавно присланные мурманчанину кирпичи вместо планшетов.
Про перспективы
В тумане неизвестности, окутывающем Почту России с советских времен, с приходом Дмитрия Страшнова начинают вырисовываться линии радужных перспектив. Если о достижениях почты России заговорили даже высокотехнологичные японцы, в дальнейшем картина должна получиться действительно выдающейся.
В 2015 году Почта России опубликовала стратегию развития до 2018 года.
До 2018 г. в соответствии с этой стратегией планировалось инвестировать 69 млрд. рублей на развитие Почты, из них:
в 2015 г. — 11 млрд. рублей;
в 2016 г. — 30 млрд. рублей;
в 2017 г. — 28 млрд. рублей.
11 августа 2016 года разработана стратегия развития “Почта-банка” до 2023 года, в соответствии с которой “Почта-банк” планируется к этому времени вывести в тройку лидеров, а это, на минуточку, скачок с 69-го места и опережение таких нынешних конкурентов, как Газпромбанк, ВТБ24, Открытие, Россельхозбанк, Альфа-банк и других.
К 2018 году планируется открыть логистический почтовый центр в Хабаровске для разгрузки остальных и наращивания объемов. О планах открытия такого центра говорилось еще в 2013 году, при этом срок окончания строительства назывался в конце 2017 года. О крайних сроках этих воплощений можно судить, глядя на проекты ЛЦ в остальных городах:
- Москва (Внуково — первый из ряда — план — 4 квартал 2013 года, запущен по плану в ноябре 2013);
- Казань (план — 4 квартал 2015 года, построят к концу 2016 года);
- Санкт-Петербург (план модернизации существующего — 2 квартал 2016 года, новый план — до конца 2016 года);
- Ростов-на-Дону (план — 2 квартал 2016 года, фактически начнут строить в конце 2016 и сдадут в 2017 г.);
- Новосибирск (начальный план 3 квартал 2016 года, конечный — 2018 год);
- Екатеринбург (план — 2 квартал 2017 г., фактически отсутствуют даже примерные сроки);
- Красноярск (план — 3 квартал 2017 г., фактически информация о примерных сроках отсутствует.
Между тем открытие дополнительных логистических центров необходимо Почте уже сейчас, как воздух, особенно на Дальнем Востоке, чтобы исключить лишние действия и затраты с движением все возрастающего количества посылок из Китая в Москву и обратно в Сибирь и на Дальний Восток.
В 2015 году Почта России объявила об акционировании предприятия, которое планируется закончить к 2018 году. О приватизации пока речи не идет, основным и единственным акционером останется государство.
И в каждом направлении, будь то блокчейн, самолеты, или Почта.Маркет, есть куда развиваться. А главное, есть для этого возможности, люди — всё. Остаётся не загубить.
Автор: pokupo