Использование монги в production — достаточно спорная тема.
С одной стороный все просто и удобно: положили данные, настроили репликацию, понимаем как шардировать базу при росте объема данных. С другой стороны существует достаточно много страшилок, Aphyr в своем последнем jepsen тесте сделал не очень позитивные выводы.
По факту оказывается, что есть достаточно много проектов, где mongo является основным хранилищем данных, и нас часто спрашивали про поддержку mongodb в окметр. Мы долго тянули с этой задачей, потому что сделать "осмысленный" мониторинг на порядок сложнее, чем просто собрать какие-то метрики и настроить какие-нибудь алерты. Нужно сначала разобраться в особенностях поведения софта, чтобы понять, какие именно показатели отслеживать.
Как раз про сложности и проблемы я и хочу рассказать на примере реализации мониторинга запросов к mongodb.
На любую базу данных нужно смотреть с трех сторон:
- Мониторинг ресурсов сервера (процессор, память, дисковая подсистема, сеть). Тут нет ничего сложного, большинство систем мониторинга с этим справляются достаточно хорошо.
- Мониторинг внутренностей БД (соединения, индексы, кэши, работа с диском, временные таблицы, репликация, сортировки, ...). Такие метрики обычно нужны для понимания, как перенастроить БД, каких ресурсов сервера не хватает, какие индексы создать.
- Мониторинг запросов (сколько каких, какие запросы создают нагрузку, трафик, времена запросов). По нашему опыту большинство проблем с базой возникают при изменении профиля нагрузки/запросов от приложения, например:
- появился какой-то новый неоптимальный запроса от приложения
- изменились условия запроса и индекс перестал эффективно работать
- выросла таблица и последовательное чтение перестало быть быстрым
Мы пока ограничились только мониторингом запросов.
Так как мы говорим о мониторинге, нас не интересует каждый конкретный запрос, мы скорее хотим все запросы сгруппировать по некоторому одинаковому плану выполнения (например postgresql в pg_stat_statements группирует запросы по реальному плану).
Для mongodb идентификатором запроса является тип запроса (find, insert, update, findAndModify, aggregate и другие), база данных, коллекция и bson документ с самим запросом.
Для простоты мы решили, что запросы можно сгруппировать, заменив все значения полей из запроса на "?" и отсортировав по полям.
Например запрос:
{"country": "RU", "city": "Moscow", "$orderby": {"age": -1}}
превращаем в
{country: ?, city: ?, $orderby: {age: ?}}
а потом сортируем по ключам
{$orderby: {age: ?}, city: ?, country: ?}
Скорее всего подобные запросы будут использовать одни и те же индексы вне зависимости от конкретных условий.
Следующий большой вопрос: как получать в реальном времени весь поток запросов.
Единственный штатный способ в mongodb — это profiler. Он записывает статистику по каждому запросу в ограниченную по размеру коллекцию (capped collection). Профайлер может записывать или только медленные запросы (если время исполнения больше заданного в slowOpThresholdMs или записывать абсолютно все запросы. Во втором случае может просесть производительность самой mongodb.
К преимуществам данного подхода стоит отнести очень подробную статистику о выполнении каждого запроса.
Но для нас очень критично не оказать негативного влияния на производительность серверов наших клиентов, поэтому использовать профайлер в режиме записи всех запросов мы не можем. Только "медленных" запросов нам недостаточно, так как мы не увидим полной картины:
- какие запросы создают наибольшую нагрузку на сервер
- какие запросы создают основной входящий/исходящий трафик на сервер
- по интересующим запросам посмотреть распределение времени ответа
- каких запросов сколько в штуках в секунду
По нашему опыту проблемы чаще создают высокочастотные запросы, которые раньше выполнялись 1ms, а потом по какой-то причине стали выполняться к примеру 5ms. А запросы >100ms (дефолтный slowOpThresholdMs) обычно служебные (админка/статистика) и очень редкие.
Так как стандартный профайлер не подошел, мы стали копать в сторону сниффинга трафика. На первом этапе было необходимо выяснить ряд вопросов:
- библиотеки для go (наш агент написан на golang) для сниффинга
- производительность (сколько агент будет потреблять ресурсов при прослушивании большого потока трафика)
- разбор протокола mongodb
Прототип нашего плагина mongodb был написан за несколько дней с использование библиотеки gopacket. Мы перехватывали пакеты через libpcap, разбирали протокол, bson документы десериализовались с использованием mgo.
Так как у нас нет инсталяции mongodb под нагрузкой, мы сделали стенд и запустили готовый benchmark. В нашем случае mongodb и грузилка жили на одной виртуальной машине с 2 ядрами и 2Gb памяти. По нагрузкой мы видели около 10 тысяч пакетов в секунду при трафике ~60Mbit/s.
Наш прототип под такой нагрузкой утилизировал около 70% одного процессорного ядра. Стало понятно, что необходимо профилировать и оптимизировать код. Тут стоит отдать должное стандартному профайлеру golang, нам не нужно было ничего изобретать, а просто тюнить самые прожорливые по CPU участки кода и стараться как можно меньше аллоцировать память для снижения нагрузки на GC.
В точности процесс оптимизации я уже воспроизвести не смогу, но приведу примеры самых значительных изменений:
bson.Unmarshal медленный
Bson документ запроса в mongo — это грубо говоря словарь, значения которого могут быть в том числе и такими же словарями.
Так как с самого начала мы решили, что будем нормализовывать запросы, можем вообще не читать значения элементов исходного словаря, если они не являются словарями.
Берем спецификацию и пишем свой примитивный десериализатор. В итоге получилась функция ~100 строк
elementValueType, err = reader.ReadByte()
if err != nil {
break
}
payload, err = reader.ReadBytes(nullByte)
if err != nil {
break
}
elementName = string(payload)
switch elementValueType {
case bsonDouble, bsonDatetime, bsonTimestamp, bsonInt64:
if _, err = reader.ReadN(8); err != nil {
break
}
case bsonString:
l, err = reader.ReadInt()
if err != nil {
break
}
payload, err = reader.ReadN(l)
if err != nil {
break
}
elementValue = string(payload[:len(payload)-1])
case bsonJsCode, bsonDeprecated, bsonBinary, bsonJsWithScope, bsonArray:
l, err = reader.ReadInt()
if err != nil {
break
}
if _, err = reader.ReadN(l - 4); err != nil {
break
}
case bsonDoc:
elementValue, _, _, err = readDocument(reader)
if err != nil {
break
}
case bsonObjId:
if _, err = reader.ReadN(12); err != nil {
break
}
case bsonBool:
if _, err = reader.ReadByte(); err != nil {
break
}
case bsonRegexp:
if _, err = reader.ReadBytes(nullByte); err != nil {
break
}
if _, err = reader.ReadBytes(nullByte); err != nil {
break
}
case bsonDbPointer:
l, err = reader.ReadInt()
if err != nil {
break
}
if _, err = reader.ReadN(l - 4 + 12); err != nil {
break
}
case bsonInt32:
if _, err = reader.ReadN(4); err != nil {
break
}
}
Из всех вариантов полей мы читаем значения только для bsonDocument (рекурсивно вызывая себя же) и bsonString (у нас есть дополнительная логика по определению коллекции и типа запроса), остальные поля мы просто пропускаем.
Как ловить пакеты
На наших тестах использование raw sockets напрямую оказалось быстре, чем через pcap.
Возможно это было из-за старой версии libpcap, но мы планировали делать сниффер только под linux, поэтому решили не разбираться, а использовать gopacket.af_packet (тем более не нужно линковать агента с libpcap).
Raw sockets — это специльные сокеты в linux, через которые можно отправить полностью сформированный в userspace (а не ядре) пакет или получить пакеты с определенного сетевого интерфейса. Если говорить про сниффинг, пакеты от ядра попадают в userspace через циклический буфер, что позволяет не делать syscall на перехват каждого пакета. На эту тему есть подробный хардкор в документации ядра.
ZeroCopy
Так как мы обрабатываем пакеты в один поток, то можем использовать "ZeroCopy" интерфейс сниффера. Но при этом нужно помнить, что ссылок на данный участок памяти дальше в коде оставлять нельзя.
Разбор пакетов
Интерфейс разбора пакетов в gopacket устроен довольно гибко, поддерживает из коробки много разных протоколов, пользователю не нужно думать о том, как инкапсулированы данные верхнего уровня. Но вместе с этим этот интерфейс навязывает необходимость большого числа копирований данных и как следствие большую нагрузку как на CPU так и на GC.
Мы опять решили откинуть все лишнее:)
Наша задача из исходного ethernet фрэйма (а на выходе AF_PACKET мы получаем всегда ethernet) получить:
- source ip
- destination ip
- source port
- destination port
- TCP seq (ниже объясню, зачем он нужен)
- TCP payload (собственно данные протокола верхнего уровня)
Для простоты было решено пока не поддерживать IPv6.
func DecodePacket(data []byte, linkType layers.LinkType, packet *TcpIpPacket) (err error) {
var l uint16
switch linkType {
case layers.LinkTypeEthernet:
if len(data) < 14 {
ethernetTooSmall.Inc(1)
err = errors.New("Ethernet packet too small")
return
}
l = binary.BigEndian.Uint16(data[12:14])
switch layers.EthernetType(l) {
case layers.EthernetTypeIPv4:
data = data[14:]
case layers.EthernetTypeLLC:
l = uint16(data[2])
if l&0x1 == 0 || l&0x3 == 0x1 {
data = data[4:]
} else {
data = data[3:]
}
default:
ethernetUnsupportedType.Inc(1)
err = errors.New("Unsupported ethernet type")
return
}
default:
unsupportedLinkProto.Inc(1)
err = errors.New("Unsupported link protocol")
return
}
//IP
var cmp int
if len(data) < 20 {
ipTooSmallLength.Inc(1)
err = errors.New("Too small IP length")
return
}
version := data[0] >> 4
switch version {
case 4:
if binary.BigEndian.Uint16(data[6:8])&0x1FFF != 0 {
ipNonFirstFragment.Inc(1)
err = errors.New("Non first IP fragment")
return
}
if len(data) < 20 {
ipTooSmall.Inc(1)
err = errors.New("Too small IP packet")
return
}
hl := uint8(data[0]) & 0x0F
l = binary.BigEndian.Uint16(data[2:4])
packet.SrcIp[0] = data[12]
packet.SrcIp[1] = data[13]
packet.SrcIp[2] = data[14]
packet.SrcIp[3] = data[15]
packet.DstIp[0] = data[16]
packet.DstIp[1] = data[17]
packet.DstIp[2] = data[18]
packet.DstIp[3] = data[19]
if l < 20 {
ipTooSmallLength.Inc(1)
err = errors.New("Too small IP length")
return
} else if hl < 5 {
ipTooSmallHeaderLength.Inc(1)
err = errors.New("Too small IP header length")
return
} else if int(hl*4) > int(l) {
ipInvalieHeaderLength.Inc(1)
err = errors.New("Invalid IP header length > IP length")
return
}
if cmp = len(data) - int(l); cmp > 0 {
data = data[:l]
} else if cmp < 0 {
if int(hl)*4 > len(data) {
ipTruncatedHeader.Inc(1)
err = errors.New("Not all IP header bytes available")
return
}
}
data = data[hl*4:]
case 6:
ipV6IsNotSupported.Inc(1)
err = errors.New("IPv6 is not supported")
return
default:
ipInvalidVersion.Inc(1)
err = errors.New("Invalid IP packet version")
return
}
//TCP
if len(data) < 13 {
tcpTooSmall.Inc(1)
err = errors.New("Too small TCP packet")
return
}
packet.SrcPort = binary.BigEndian.Uint16(data[0:2])
packet.DstPort = binary.BigEndian.Uint16(data[2:4])
packet.Seq = binary.BigEndian.Uint32(data[4:8])
dataOffset := data[12] >> 4
if dataOffset < 5 {
tcpInvalidDataOffset.Inc(1)
err = errors.New("Invalid TCP data offset")
return
}
dataStart := int(dataOffset) * 4
if dataStart > len(data) {
tcpOffsetGreaterThanPacket.Inc(1)
err = errors.New("TCP data offset greater than packet length")
return
}
packet.Payload = data[dataStart:]
return
}
Для подобных функций всегда стоит писать бенчмарки, на этот раз получилась достаточно приятная картина:
Benchmark_DecodePacket-4 50000000 27.9 ns/op
Benchmark_Gopacket-4 1000000 3351 ns/op
То есть мы получили ускорение больше чем в 100 раз.
Значительнуя часть кода этой функции занимает обработка ошибок, там же видно инкременты разных счетчиков из которых мы потом делаем служебные метрики агента и можем легко понять, почему у нас как-то не так работает сниффер. Например, о необходимости добавить поддержку IPv6 мы планируем узнать именно по такой метрике.
Еще мы не пытаемся склеивать tcp payload из разных пакетов, в случае когда данные не влезают в 1 ethernet фрэйм.
Если такой пакет — ответ mongodb, нас интересует только заголовок, а для больших insert запросов например, мы просто возьмем часть запроса из первого пакета.
Дубли пакетов
Выяснилось, что если клиент и сервер находятся на одном сервере, то мы ловим один и тот же пакет 2 раза.
Пришлось делать простой дедубликатор пакетов на основе src ip+port, dest ip+port и TCP seq.
Итого
- В результате на нашем бенчмарке агент стал потреблять ~5% ядра вместо 70%
- На этом мы пока решили остановиться с оптимизациями, но осталось несколько идей, как еще немного ускориться
- Под реальной нагрузкой у клиентов агент работает примерно с теми же показателями (потребление cpu в той же пропорции к количеству пакетов, что и на бенчмарке)
Автор: okmeter.io