Редакция «Роем!» пообщалась с бывшим генеральным директором Ozon, российского Google и нынешним — российского eBay Владимиром Долговым. Долгов критикует ввод НДС на покупки за рубежом, отмечает возвращающийся страх безналичных расчётов и говорит, что у российского Google всё хорошо.
Ozon, Google, eBay и что поменялось
Владимир Долгов пришёл в eBay четыре года назад – это второй опыт работы в большом e-commerce после того, как он покинул Ozon в 2005. Семь лет Долгов возглавлял российский офис Google, пока в июне 2012 eBay тоже не решил открыть представительство в Москве, которое он и возглавил. Отечественный e-commerce за это время изменился глобально, рассуждает Долгов. «Это был очень маленький рынок, очень маленькая аудитория интернета, отсутствие инфраструктры. В начале „нулевых“ вся электронная коммерция работала только на оплате наличными. Не было структур, которые могли бы поставлять заказы. По сравнению с 2012 – это небо и земля, весь рынок поменялся на два порядка». А вот за время его работы в eBay всё осталось почти по-прежнему — разве что мультиплатформенность сменилась полностью мобильным доступом. «но это, скорее, не связано с самой электронной коммерцией, а с общей тенденцией в интернете – мир уходит в мобильный».
Российский eBay пока ещё не построен до конца — Долгов надеется завершить эту задачу в ближайшие два года. Когда он начинал работать, eBay видел свой главный бизнес в трансграничной торговле, но сегодня планы поменялись. «Мы хотим сделать так, чтобы eBay был местом, где покупатели могут купить все, что они хотят, независимо от того, где находится товар, а все продавцы, которые хотят что-то продать, могут продать этот товар не только в России, но и за рубеж. Точка доступа для всех, и, как говорили Стругацкие, пусть никто не уйдет обиженным». Долгов отмечает, что российские продавцы очень привлекательны для зарубежных покупателей и утверждает, что эта часть бизнеса развивается очень динамично, хотя подтвердить цифрами пока не может.
На его предыдущем месте работы всё хорошо, считает Долгов. «Офис [Google] стал еще больше, я там был месяц назад, заезжал по дороге. Исчезло подразделение разработки, так оно, во-первых, не исчезло – все люди были переведены в другие офисы. Во-вторых, в рамках компании, программисты никогда не подчинялись координатору. У них своя вертикаль подчинения, которая уходила прямо в Калифорнию. Они сидели в одном офисе и были сотрудниками российской компании, но не подчинялись мне никогда».
Менять место работы он пока не собирается. «Может, мне будет интересно развивать эту штуку дальше. Дайте сначала достроить то, что есть. Сфера электронной коммерции мне не ближе - ближе всего мне была физика много лет назад. Она была первой, как первая любовь».
Александр Малис, «Евросеть»: Зачем платить НДС, если его легально можно не платить?
Кризис и регулирование
Долгов считает, что главная проблема российского e-commerce — отсутствие индустриальной организации, которая объединяла бы всех игроков рынка. «Есть несколько, у каждой из них свои задачи, у каждой есть желание перетянуть одеяло на себя. И дело даже не в одеяле, черт бы с ним, есть желание изменить нормы и правила игры – это самое страшное. Рынок очень большой, стоимостью свыше 10 млрд долларов». Другая проблема — низкое проникновение безналичных форм оплаты. Это следствие нестабильной экономики — все переходят на расчёты налом. «В Москве появились вещи, которые я не видел уже давно: приходишь в кафе или ресторан, а тебе сообщают: „У нас сегодня карт-ридер не работает, карточкой заплатить нельзя“. Ты приходишь через неделю, он у них по-прежнему не работает, и ты понимаешь – они переключились на наличку полностью». Тем не менее в e-commerce всё пока что хорошо, рынок был невероятно живучим последние полтора десятка лет и несколько кризисов так и не смогли его убить.
Впрочем, кризис откладывает свой отпечаток, так как рынок очень чувствителен к курсу доллара. «У нас есть три коридора продаж: Америка, Европа и Китай. Очень быстро произошло переключение с товаров, которые покупали в Америке, на товары из юго-восточной Азии. Понятно почему – они там дешевле». Потом случилась интересная вещь: евро начал падать к доллару, и начала расти доля товаров из Европы. «Недавно случился Brexit и начал фунт дешеветь – вот интересно через месяц узнать, что у нас станет с долей товаров из Англии. Сдается мне, я знаю ответ».
Как и любой человек, который работает с трансграничной торговлей, Долгов считает ввод НДС на зарубежные покупки вредным. «Вообще странная инициатива, потому что сделка совершается за пределами России, деньги получаются там, по всем правилам электронной коммерции, продавец платит там какие-то налоги и обязывают их платить еще и здесь. Давайте предположим, что это технически возможно и как-то оправдано. Дальше начинаются очень интересные вещи. eBay – это площадка, маркетплейс, мы же не продаем свои товары. У нас куча продавцов продает свои товары – мы должны сказать всем сотням тысяч продавцов, что они должны встать на учет российскую налоговую инспекцию? В какую, когда занимать очередь, как заполнять бумаги, что такое печать?» Долгов также считает, что не стоит регулировать сегмент, который занимает только меньшую долю от электронной коммерции, при этом вся электронная коммерция, по его оценке, занимает только 2,5% от всего ритейла максимум. «Вопрос: мы что хотим малую часть от 2% как-то зарегулировать? Неужели у нас больше нечем заниматься? Это уже даже не крохи. Это микроорганизмы».