Кругосветное путешествие «солнечного самолёта» Solar Impulse 2 завершилось успехом. Два часа назад летательный аппарат сел в Абу-Даби, город, где из которого началась кругосветка. С марта 2015 года самолёт преодолел 42 тысячи километров, пролетел над двумя океанами и тремя морями. Его солнечные батареи сгенерировали 11000 кВт⋅ч электричества. За время перелета Solar Impulse 2 поставил 19 мировых рекордов.
Давайте вспомним, что происходило с проектом за этот год.
Пилотируемый самолёт на солнечных батареях Solar Impulse совершил свой первый полёт 7 апреля 2010 года в Швейцарии. Полуторатонный аппарат с размахом крыльев 63,5 метра в течение двух часов находился в небе, четыре его электрических двигателя использовали солнечную энергию от двенадцати тысяч солнечных батарей на крыльях. Уже в следующем году самолёт перелетел из Швейцарии в Бельгию за тринадцать часов, совершив свой первое международное путешествие. В 2013 году солнечный самолёт завершил перелёт через континентальную часть США, преодолев пять тысяч километров с несколькими посадками.
Уже опубликован монтаж видеозаписи посадки в Абу-Даби.
Самолёт ставил всё новые рекорды, но конструкторам и пилотам этого было мало: они собрали Solar Impulse 2, увеличив размах крыльев до 72 метров, массу до 2,3 тонн, количество солнечных батарей до 17 248 и скорость — с 50 до 140 км/ч. Именно этому самолёту предстояло совершить кругосветное путешествие.
Новая версия самолёта успешно завершила свой первый полёт в июне 2014 года. В процессе подготовки к кругосветному путешествию представители проекта ответили на вопросы читателей Гиктаймс, рассказав о графике полёта, «фишках» планеров, которые использует самолёт, распорядке дня пилотов, технических характеристиках и других важных фактах.
9 января 2015 года Solar Impulse 2 разобрали в Швейцарии на несколько частей и доставили в Абу-Даби с помощью Boeing 747. Этот город стал отправной точкой для путешествия из семнадцати перелётов, наполненного приключениями и опасностями.
20 января 2015 года команда Solar Impulse опубликовала маршрут кругосветного путешествия. Его планировали начать 1 марта. Путь должен был занять от 4 до 6 месяцев, из них в воздухе самолете должен был провести 25 дней и преодолеть расстояние в 35 000 километров. Маршрут сильно зависел от погодных условий и геополитической ситуации в некоторых регионах. За погодой и техническим состоянием самолёта пристально следил Центр управления полётом в Монако, где специалисты дважды в день пересчитывали все параметры путешествия.
Путешествие началось 9 марта 2015 года. Моментом истины для всей команды стал пятидневный перелёт через Тихий океан на расстояние 8 000 километров из китайского Нанкина на американские Гавайи. Окна для этого перелёта самолёт ждал несколько недель. К сожалению, перелёт совершили не с первой попытки — самолёт совершил вынужденную посадку в японском городе Нагоя. Уже на Гавайях из-за поломки батарей самолёт задержался на несколько месяцев — до весны 2016 года.
Второй этап перелёта через Тихий океан завершился 23 апреля 2016 года, когда самолёт приземлился у залива Сан-Франциско. Там его встретил Сергей Брин.
Successful landing for #Si2 in California, completing Pacific crossing. CONGRATS @bertrandpiccard @andreborschberg ! pic.twitter.com/BDzJN4EDwg
— SOLAR IMPULSE (@solarimpulse) 24 апреля 2016 г.
Самолётом по очереди управляли Бертран Пикар, швейцарский психиатр и воздухоплаватель в третьем поколении, и Андре Боршберг, военный пилот. Пока один из пилотов был за штурвалом, второй добирался до места очередной посадки самолёта другим путём.
Пилотам приходилось работать в очень сложных условиях. Объём неотапливаемого кокпита составлял 3,8 кубических метра — чуть больше телефонной будки. Поспать в таких условиях было сложно. На помощь пришли йога и самогипноз, позволяющие быстро войти в фазу глубокого сна — так пилот спал несколько раз в сутки по 15-20 минут.
Зато питание — 11-разовое, с одним приёмом горячей пищи, специально для проекта разработанное восемью учёными из Nestle. В сухпайки вошли бутилированная вода и кофе Nescafe. Масса еды на сутки составила 1,8 килограмма, энергия — 3,5 тысяч калорий. При этом масса всего груза, который пилот берёт на борт, включая кислородные баллоны, не должна была превышать 30 килограммов.
Для тех, кто хочет немного проникнуться атмосферой полёта на Solar Impulse, команда подготовила 360-градусное видео из кабины и вне её на перелёте Севилья — Каир, предпоследнем этапе путешествия.
24 июля 2016 года самолёт под управлением Бертрана Пикара вылетел из аэропорта Каира, чтобы завершить последний, семнадцатый перелёт в рамках кругосветного путешествия и сесть в аэропорт Абу-Даби, где началось это путешествие. 26 июля самолёт успешно приземлился.
Проект Solar Impulse предназначен для того, чтобы подстегнуть разработчиков в самых разных сферах к использованию альтернативных экологичных видов энергии. Когда-то казалось невозможным взлететь аппарату тяжелее воздуха — но братья Райт доказали обратное. Буквально несколько лет назад казалось бредом, что самолёт сможет лететь без единой капли горючего — и Solar Impulse 2 доказал всем, что можно не просто подняться в воздух, но и совершить кругосветное путешествие в несколько этапов, самый длительный из которых занял пять дней беспрерывного полёта. В своём выступлении на Форуме «Открытые инновации» в октябре 2014 года Бертран Пикар сказал: «Юрий Гагарин совершил свой полет когда все считали это невозможным. Давайте будем вместе достигать невозможные цели!»
Автор: ivansychev