Киберспортивное ТВ — начало
За 4 года мы выросли с 0 посетителей до 30 тысячи уников в день. Почему? Инновационный формат и выход Starcraft 2. Формат — прямые трансляции киберспортивных состязаний. Несколько лет назад этого не было практически нигде, кроме Южной Кореи (а там — на кабельных и федеральных телеканалах, не в интернете). Starcraft 2 — на данный момент самая популярная стратегия в мире.
Линия спорт-киберспорт прослеживается легко и выводы делаются быстро. В спорте — миллионы долларов, в киберспорте — десятки тысяч, в спорте — большое ТВ, у нас — только интернет. Мы еще маленькие, самому киберспорту лет 10-15, а ТВ-направление только-только начинает оформляться.
Разумеется, и принцип комментирования не мог оставаться другим. Динамика киберспортивных игр иная. Трах-бах, танки пошли на прорыв, высаживаются морские пехотинцы, закопаны мины, тонкое управление экономикой — почти всегда что-то происходит и часто весьма-весьма разнообразное. Комментатор, который тупо констатирует происходящее на экране, типа «мяч на Аршавина, тот передает на левый фланг, хмм, не очень удачно...» — это не тру, это начальный уровень.
Эмоции, анализ, есть моменты для лирических отступлений и здесь они смотрятся намного уместнее, чем в спортивной трансляции. Очень близкий контакт со зрителем — комментаторы следят за чатом (любая трансляция идет с ним!) и сразу видят свои минусы и плюсы. Удачно пошутил — взрыв веселых смайликов, шутка не очень — по чату ползут «петросяны», пропустил важный момент — негодующие эмотиконы и упреки от зрителей. Над тобой нет Эрнста и глав. режа: твой прямой судья это зритель.
Когда зрителей не миллион, а 1000 — контакт между ними и стримером намного ближе. Стример – тот, кто ведет stream, трансляцию. Практически то же, что и комментатор, но есть разница: стримить может и хороший игрок, тот кто не умеет комментировать, зато умеет показывать на экране чудеса контроля.
Единица производства контента
Стример — сам себе почти ВСЕ. Студия, оператор, журналист, администратор, часто рекламный агент и программный директор. На Западе эта тенденция проявляется особенно ярко, там комментаторы — отдельно взятые титаны с сотнями тысячами подписчиков. В СНГ крутые комментаторы, как правило, имеют отношения к соответствующим порталам, которых более-менее крупных — от силы штук 5.
Интересно смотреть битвы сильных игроков, но и летс'плэйщики («играю и говорю») не отстают. Формат ютуба, записей, это все хорошо, но прямая трансляция с чатом, с фидбеком и участием зрителей намного интересней. Каналы становятся шире, серверы дешевле, железо сильнее и сделать свою трансляцию по силам уже очень многим. Правда и требования растут бешено: если 2-3 года назад смотрели буквально любого, лишь бы умел говорить и комп тянул, то сегодня уже нужна и какая-то никакая дикция, голос, подача, анализ/юмор/журналистика и т.д. Пока, в основном, подготовка и отбор кадров ведутся хаотически, стихийно, таланты, в основном, пробиваются сами.
Как это организовано на ск2тв? Есть фан-стримы — попасть в них может почти любой адекватный человек. Подавай заявку , проходи комиссию и стримь. Разумеется, надо соблюдать правила, иметь настроенное железо, хорошую картинку и уметь составлять слова в связные предложения. После отбора вы попадаете в суровый мир фан-стримов. У кого больше плюсов — тот выше, логика хабра. У вас есть свой плеер, свой чат и немного места для составления описания. Вот типичный фан-стрим. Правда не показывается, когда будет следующая трансляция: это зависит от желания стримера.
За плюсы надо драться. Причем телевизионный подход не подойдет. Можно сделать супер передачу на полчаса, с крутым сюжетом, камерами, студией и т.д., но ее никто не увидит. За полчаса ты только-только наберешь первые сотни зрителей. Чем дольше ты онлайн — тем больше зрителей набираешь и, если стримишь интересно, они не будут уходить. На позитиве, крутой игрок, общаешься со зрителями — получаешь плюсы и висишь в топе, значит и новые зрители найдут тебя легко. Ругаешься, плачешь, расстраиваешься, скандалишь — будешь лететь вниз. Как и если стримишь без комментариев, плохо играешь, даешь некачественную картинку/звук.
Кто-то живет в фан-стримах всю свою стримерскую жизнь. Кто-то рвется на главную страницу ск2тв. Для таких есть два типа отбора — фабрика комментаторов и собеседование, которое любовно называется «постель». Самые талантливые и способные (по мнению судей) — приходят на главную, где получают уже более крупную аудиторию, возможность комментировать крупные и важные ивенты, постить анонсы стримов на главной.
Стримь жизнь
Пока неплохо развиты два направления — киберспорт (в основном Starcraft 2, т.к. очень уж зрелищный, зараза) и казуальные игры (прохождение летc'плэйщиками). Примерно полгода назад открылся новый раздел — реал-стримы. Стрим всего неигрового — как программист программирует, художник рисует, лектор читает лекции и т.д. Эта статья тоже сейчас пишется в реал-стримах, за процессом написания наблюдает более 200 человек, которые активно общаются друг с другом и с автором в чате (запись реал-стрима написания статьи — в конце новости).
За реал-стримами большой потенциал. Но развивать их сложно. Очень легко скатиться в какой-нибудь смотри.ком. Нужен хороший контент, нужно находить интересных стримеров, профессионалов своего дела, которым будет интересно безвозмездно (а пока это именно так) делиться своими знаниями. Впрочем, стримеры часто быстро подсаживаются на стримы: делать что-то одному становится намного менее интересным, чем с постоянными доброжелательными зрителями.
Плюсы и минусы проекта
Объем инвестиций в проект — 0. Масса работы выполнена энтузиастами. Кое-что сделано за счет краудфандинга: посетители несколько раз помогали с деньгами в критические моменты. Пока живем на рекламе, на портале работает около 40 человек, более-менее регулярную зарплату получает только 5-6. Без помощи энтузиастов и того огромного объема труда, который ими проделывается, портал бы никогда не развился до такого уровня.
Есть сильные направления — например, организация ивентов (мы сейчас проводим крупнейшую индивидуальную Лигу Европы – RSL со спонсорством компании Ritmix), на портале собран коллектив очень хороших русскоязычных комментаторов. Все самые важные зарубежные ивенты по Starcraft 2 освещаем на русском языке. Конечно, при этом приходится забивать на авторские права и помаленьку пиратить, т.к. официально на русском почти ничего не дают стримить.
Главные проблемы – монетизация. Так и не получилось организовать постоянный доход: для проекта с такой посещаемостью он находится на очень невысоком уровне. Основной плюс дают баннерная реклама и проведение ивентов. Видеореклама, партнерки с магазинами и продажа игр приносят немного. Отсутствие постоянного притока средств, его случайный характер (продал баннер/не продал баннер) не дает возможности вести разработку портала на постоянной основе. Фактически, сейчас этим занимаются несколько программистов-энтузиастов. В настоящий момент есть небольшой бюджет переданный посетителями портала, который расходуется на оплату услуг фрилансеров.
Один из главных плюсов — атмосфера. Портал уже фактически стал не просто местом для просмотра стримов, но и мощным фактором, объединяющим людей. Правда пока активность сосредотачивается в основном вокруг чатов+форума. Других социальных инструментов у нас пока нет. Другой серьезный минус — слабое юзабилити. Люди, не знакомые с сайтом, часто не могут понять, что где находится, когда начинаются интересные трансляции, не могут найти их записей и т.д. Движок портала — друпал, многократно допиленный, с костылями, над которыми работало много разных людей. Все это стабильности работы не прибавляет, особенно при пиковых нагрузках (а на начало интересных стримов на сайте ломится сразу много людей, это характерная особенность таких порталов).
Во многом именно поэтому мы уже около года топчемся на отметке 27-30 тыс. человек в сутки — свою аудиторию в нише киберспортивного ТВ мы уже получили (рост на волне Starcraft 2 – c 4 тыс. до нынешней отметки). Привлечь новую, более казуальную не получается из-за того, что сайт крайне недружественен к новым пользователям. Исправим это — сделаем хороший шаг вперед, тем более, что на носу выход второй части Starcraft 2 — Heart Of The Swarm.
Созданный посетителями
Радует «врастание» посетителей в проект: даже после утери интереса к играм или стримам многие остаются и переносят на форум и чат другие свои интересы. Поднимают политические и иные неигровые вопросы, переходят в реал-стримы и т.д. В чате довольно эффективно работает гражданская модерация — трое участников могут забанить нарушителя, выбрав пункт нарушений (если мнения по пункту у всех трех совпадут, независимо друг от друга, то бан состоится). Впрочем, его же можно и обжаловать и отменить модераторским решением, наказав за неверный бан отнятием гражданских прав.
Фактически весь портал создан посетителями. Почти все кто пришел на него — когда-то были простыми зрителями ск2тв. Тесная взаимосвязь с ними — один из громадных плюсов. В последнее время портал, к сожалению, перестал публиковать финансовые отчеты, а до этого в течении трех лет более-менее регулярно отчитывался о своих доходах и расходах в рамках концепции открытого коммерческого проекта. Будем надеяться, что эта традиция возобновится.
Посетители часто влияли и продолжают влиять на политику портала. Через специальные трансляции, вроде «Часа критики». Через своих «агентов» в рядах администрации портала. Гневные темы на форуме, комментарии и любые доступные способы воздействия, не исключая порой и Ддоса. Близкая дистанция с ними — это источник нашей силы и некоторых проблем. Но отношений мы уже и не мыслим. Перед любым коммерческим начинанием, вроде введения на сайте брендирования (одобрено) или премиум-аккаунтов (не одобрено) обязательно выясняется мнение посетителей.
А под конец — несколько примеров нашей деятельности. Для удобства просмотра ссылки даются на видеохостинги, а не сам портал.
Киберспорт:
Киберспортивный Starcraft 2 матч Ritmix RSL
Развлекательная рубрика Мундольф
Реал-стримы:
Аудиокнига в реал-стримах — Хроники Армагеддона.
Реал-стрим "Как писалась эта статья".
Передача «Самая темная ночь». Тема — гомосексуализм.
Автор: Adolf_RA