В России ещё остались молодые и перспективные учёные, но условия для их работы не самые лучшие. Денег на финансирование не всегда хватает. Чиновники не очень понимают, какие научные направления следует финансировать в первую очередь, а инфраструктура венчурных инвестиций практически отсутствует. В результате, молодым учёным, изобретателям и предпринимателям проще уехать из страны и запустить стартап за рубежом, где они привлекут под свою идею венчурные инвестиции, гранты — и смогут продолжить работу.
Министерство образования и науки РФ предлагает выход из положения. Страну должна спасти платформа научно-технологической интеграции, планирования и заказа исследований (для простоты назовём сокращённо — ПНТИПЗИ).
Как рассказал заместитель директора департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев, с помощью ПНТИПЗИ молодые учёные найдут потенциального инвестора для своего проекта.
ПНТИПЗИ будет выполнять две функции:
- для научных коллективов — поиск потенциального инвестора для проекта;
- для бизнеса — поиск реализованных или потенциально успешных и интересных научных разработок.
Всё очень просто. Фактически, в государственной российской системе ПНТИПЗИ реализуют стандартную модель краудфандинга, которая доказала свою успешность на примере Kickstarter и других краудфандинговых площадок.
Чиновники считают, что инвестиции для российских изобретений найдутся без труда. По их мнению, хороших изобретений очень много, просто инвесторы о них не знают: «Последние годы в России последовательно выстраивалась система учёта, в которой отражены результаты исследований и разработок, выполненных с привлечением средств бюджета, — рассказал Сергей Матвеев. — Сегодня общая база данных содержит сведения об около 1,5 млн НИОКР, десятках тысяч результатов исследовательской деятельности, в том числе охраняемых национальным и зарубежными патентами».
Полтора миллиона изобретений зарегистрированы, но не могут быть реализованы, потому что инвесторы просто не знают о них. Сервисная площадка ПНТИПЗИ решит эту проблему, наладив обмен информацией между инвесторами и изобретателями.
Как пояснил чиновник, претендовать на финансирование через ПНТИПЗИ (то есть выставить свой лот) может любой изобретатель, при наличии у него результатов НИОКР. По его словам, похожие цифровые платформы для управления научными результатами, интеллектуальной собственностью создаются в Великобритании и Сингапуре, и вообще, это общий тренд развития в мире.
Инвестору достаточно зайти в каталог изобретений — и выбрать подходящего кандидата, с которым он свяжется напрямую и заключит договор.
Пока не совсем понятно, каким образом в системе будет реализовано участие частных инвесторов и будет ли оно реализовано вообще. Cооснователь и генеральный директор краудфандинговой платформы Boomstarter Евгений Гаврилин сказал в комментарии для газеты «Известия», что народный краудфандинг в России затруднён по объективным причинам: «На данный момент мы сталкиваемся с проблемами отсутствия интернета в некоторых регионах страны и знаний о краудфандинге у почти 95% населения, только оставшиеся 5% знакомы с этим понятием».
По мнению предпринимателя, государству следует для начала поддержать распространение информации среди людей о том, что такое краудфандинг, и научить их пользоваться этим, а уже потом создавать единую структуру, площадку для запуска проектов, привлечения инвестиций.
Но государство твёрдо убеждено, что появление ПНТИПЗИ решит проблемы с венчурным инвестированием, финансированием науки и утечкой мозгов из России. Более того, Россия станет экспортёром, поставщиком идей и технологий для всего мира!
После запуска ПНТИПЗИ в российском сегменте её планируется распространить на западные страны, рассказали в министерстве образования и науки. Постепенно весь мир начнёт финансировать российские изобретения. Если план сработает, то вполне возможно, что иностранные учёные и изобретатели начнут переезжать в Россию на постоянное место жительство, оформлять патенты именно здесь, когда страна станет мировым лидером в области научно-технических разработок!
Карта глобального технологического пространства
К сожалению, до реализации наполеоновских планов правительства пока, мягко говоря, далеко.
В данный момент российская наука и промышленность находится на периферии, и в последние годы все более смещается на задворки мировой экономики. Это хорошо видно по карте глобального технологического пространства (2014 год), которая отображает технологическую связанность различных продуктов.
Карта глобального технологического пространства
Справа налево и от периферии к центру сложность продуктов постепенно увеличивается. Выделяются несколько крупных кластеров: лёгкой промышленности (зелёный), машиностроения (синий), электроники (бирюзовый), химии и фармацевтики (фиолетовый), сельского хозяйства (жёлтый). Расстояние между точками отражает простоту освоения одной технологии при наличии другой.
Экономика естественным образом развивается вокруг существующих технологий, постепенно осваивая соседние пространства, объясняют специалисты. Для освоения новой технологии необходим контакт с экспертом и накопление в его присутствии достаточного личного опыта. Поэтому в масштабах экономики основными инструментами освоения технологий являются прямые иностранные инвестиции, привлечение квалифицированных специалистов, диаспоры, обучение на зарубежных предприятиях и т.д.
По уровню распределения национальных узлов на карте технологического пространства можно вычислить уровень сложности и связанности национальной экономики. Индикатор указывает перспективы роста в будущем. Для примера, для экономики Германии этот индикатор равен 1,922099 (вторая в мире). Важное замечание: карта составляется по данным об объёмах национального экспорта, в лидерах — высокоразвитые технологические Япония и Германия, чья экономика значительно ориентирована на экспорт высокотехнологической продукции.
Германия: 1,922099
Для контраста, уровень сложности и связанности экономики Камбоджи: ‒0,65. У этой страны преобладает низкотехнологичный экспорт (правая часть диаграммы) лёгкой промышленности (зелёный цвет). Крайняя несбалансированность экспорта отражена в отрицательном индикаторе связанности и сложности технологического пространства.
Камбоджа: ‒0,6503248
Вот некоторые другие страны.
Польша: 0,9321474
Турция: 0,420847
Россия: 0,0518671
Крупные пятна — это нефть и газ. Раскиданные по периметру одинокие точки — уголь, металлы, сельское хозяйство, вооружения. Авиапром, судостроение, наноиндустрию и прочие «крупные» проекты последних лет трудно различить невооружённым глазом. «Наши возможности размазаны по периферии технологического пространства, конкурентные позиции в центральных узлах отсутствуют, — считает Марат Атналиев, независимый аналитик, бывший вице-президент «Евраза». — Положение российской экономики в технологическом пространстве ставит нас на 98-е место из 121 по перспективам среднесрочного экономического роста, с прогнозом менее 2% в год, то есть ниже среднемировых. И это на основании данных 2014 года, то есть без учёта снижения цен на нефть и санкций».
Очевидно, что ситуацию следует менять. Особенно если Россия хочет стать «экспортёром, поставщиком идей и технологий для всего мира».
Автор: alizar