За 2 года работы на рынке услуг интернет-маркетинга, я увидел ряд схем, с помощью которых интернет-маркетологи «разводят» своих клиентов на деньги. Этой информацией я и хочу поделиться.
Имена, названия и прочие данные не оставляю, так как это бесполезно – проще научить находить и обходить капканы, нежели говорить где они расставлены – завтра их переставят.
Разводка №1. Контекстная реклама с оплатой за показы.
Мы знаем, что в AdWords оплата производится за клики. Но самым “профессиональным” маркетологам удается продать контекстную рекламу с оплатой за показы. Понятно, что это покупают клиенты, которые совсем не в теме, но ведь заказчики разные бывают.
Защититься от этой разводки просто – почитать на сайте системы контекстной рекламы как она работает.
Правда очень часто такой контекст продают в «откатных» схемах — подрядчик и маркетолог компании заказчика делят между собой деньги. Вот только компания в проигрыше.
Разводка №2. Контекстная реклама вместо поискового продвижения
Также простая разводка для неопытных заказчиков.
Пример: охранной фирме продали SEO за 1000 $/мес, 100 $ из них «залили» в AdWords, поставили большую стоимость клика, чтобы объявление вышло на первое место в контексте. После этого сделали скриншот поисковой выдачи и отправили его заказчику. Повезло, что клиент загуглил нужные запросы и тоже увидел свое объявление на первом месте. После этого клиент поверил в мастерство маркетологов и усердно им платил.
Защититься от этой разводки также просто, как и от первой, – получить хотя бы минимум информации об инструменте, которым собираешься пользоватьс
Разводка №3. Продвижение по бессмысленным некоммерческим запросам
Это на самом деле и не разводка. Просто низкий уровень заказчиков позволяет «впаривать» им продвижение по нелепым запросам, таким как «деревянный», «железный» и т.п. Умельцы усердно вешали лапшу заказчику, утверждая, что эти запросы являются целевыми для продажи деревянных и железных дверей. Результата для клиента = 0.
Самая простая защита от данной разводки – поставить себя на место потенциального клиента и попытаться придумать запросы, по которым ты бы сам искал подобные товары или услуги.
Уверен, что владельцу интернет-магазина дверей намного эффективней было бы продвигать свой сайт по запросам «купить деревянные двери [город]», «деревянные двери [город]» и т.п. Подобрать ключевые запросы можно при помощи инструмента подсказки ключевых слов: от Google AdWords и Wordstat от Яндекса.
Обязательно подбирайте для себя коммерческие запросы, не стоит останавливаться на общих высокочастотных словах. Чем больше конкретики в запросе – тем лучше. Как показывают наши исследования по клиентам, максимально эффективно конвертируются запросы в 3-4 слова – запрос «купить кроссовки adidas москва» лучше конвертируется, чем запрос «кроссовки».
Разводка №4. Псевдоадминки, псевдопартнеры и псевдоотчеты AdWords
Разводилы почему-то особенно любят контекстную рекламу. Или может низкая рентабельность по данному направлению заставляет подрядчиков переходить на темную сторону.
Псевдопартнеры Google. Мы не раз слышали от наших потенциальных клиентов, что они работают с «официальным представителем Google и поэтому контекстная реклама делается бесплатно, а партнер получает вознаграждение напрямую от Google». К сожалению, Google не сильно любит партнеров и ничем кроме купонов агентствам не помогает (у Яндекса условия на порядок гибче). На чем же зарабатывают деньги подобные компании-партнеры Google?
Первое – отчеты в Excel. Пример из нашей практики: медицинский центр, который тратил 1000 $/мес на контекст и в конце месяца получал отчет в виде простого Excel-файла. Клиента все это время смущала низкая эффективность работы контекстной рекламы и поэтому обратились к нам за аудитом. Мы, в свою очередь, попросили у подрядчика доступ к аккаунту. У подрядчика началась паника, но доступ мы все же «выбили». В результате выяснилось, что на протяжении 6 месяцев подрядчик в AdWords заливал не более 150 $/мес. Неплохой профит. Кстати, было забавно смотреть как подрядчик пытался замести следы – в последние два дня он залил на контекст 1000 долларов…
Второе – админки-надстройки. У AdWords есть API, через которое можно с ним работать и получать необходимую статистику. Это используют «разводчики», делая свои админки-надстройки над AdWords и через них показывают клиенту статистику. Но только, например, умножают стоимость клика на 10% или увеличивают количество кликов на 5%. Клиент не видит никакой разницы между стоимостью клика в 11 центов и в 10, и ему кажется, что все хорошо.
Запомните, у Google нет никакого постоянного вознаграждения для агентств (есть пара ОЧЕНЬ РЕДКИХ исключений, но не среди агентств). Поэтому надо понимать, что если предлагают контекст под 0%, то деньги на вас заработают, но как-то по-другому и не совсем прозрачно для вас.
Чтобы защититься от псевдоадминок и псевдоотчетов просите доступ к AdWords. Для любого нормального подрядчика не будет проблемой предоставить вам пользовательский доступ, чтобы вы смогли контролировать расходы и смотреть статистику.
Только одно НО. Некоторые агентства, даже честные, не всегда хотят давать доступ, аргументируя это тем, что «в аккаунте они творят какую-то магию для клиента и не хотят показывать свои секреты мастерства». Это полный бред. Запомните, по правилам AdWords владельцем Рекламной Компании является владелец домена (сайта), а не рекламное агентство. Притом магии там никакой быть не может – из напильника нельзя сделать вертолет, как ни старайся.
Разводка №5. Псевдо-трафик с контекста
Некоторые нечестные компании поняли, что можно подделывать метки AdWords и Директа и лить левый трафик, который в Google Analytics будет считаться контекстным.
Защита от этой разводки такая же, как и в предыдущем случае, – просить доступ к контекстному аккаунту, а также про запас использовать еще одну систему веб-аналитики, которая игнорирует метки – какой-то примитивный awstats или что-то подобное.
Разводка №6. Ботсети, кликфрод и «левый» трафик
Ботсети – болезненная тема для всех. Отличить бота от живого человека практически невозможно – они научились эмулировать все: настройки броузера, поведение на сайте, заполнение форм…
Что мы видели. Некоторые прайс-агрегаторы подливают трафика (кликов). Особенно небольшие и неизвестные. Крупные игроки таким не занимаются или делают это осторожно.
Также постоянно на практике используются ботсети, которые генерируют кучу просмотров, кликов и других бесполезных для заказчика действий.
К сожалению, защититься на 100% от этого невозможно. Системы аналитики не могут отличить пользователя от бота. Поэтому важно подключать здравый смысл. Когда начинаете работать с прайс-агрегатором, узнайте откуда он берет трафик, оцените стоимость этого трафика. Также постоянно следите за конверсиями с трафика, который вы покупаете (покупки, регистрации…). Если конверсий нет, то перестаньте работать с этим источником.
Разводка №7. SMM
Ну и следуя модным трендам, мы не могли не вспомнить про социалки. Это вообще рассадник ботов, которые умеют генерировать комментарии, становиться друзьями, приглашать на мероприятия и т.п. Короче умеют много чего бесполезного для заказчика.
Тут, к сожалению, защита тоже только одна –
Разводка №8. Персонификация выдачи
Это на самом деле и не разводка, но хочу ее упомянуть, так как часто используют именно для развода. Ни для кого не секрет, что поисковик старается подстроиться под каждого из нас: хранит все возможные истории наших поисков, регионов, настроек и в результате показывает нам то, что считает самым соответствующим именно нашему запросу именно для нас.
Приведу пример. Предположим, вы все время в интернете гуглите запрос «Альфа Банк», так как пользуетесь его интернет-банкингом и вам проще заходить на сайт именно через поисковик. Если вы будете это делать постоянно, то когда вы будете вбивать в Google запрос «банк», то с большой вероятностью на первом месте вы увидите сайт именно Альфа Банка. Хотя если вбить запрос «банк» с другого компьютера, то в выдаче на первом месте может быть уже совершенно иной банк, а АльфаБанк может находиться даже не в первой десятке.
Это и называется персонификация результатов (персонификация поиска).
Как это используют мошенники? Предположим, вы взяли себе подрядчика на поисковое продвижение, он проработал месяц, пришел к вам в офис отчитываться, ввел запрос в поисковую систему и видит, что в результатах выдачи вы на первом месте и говорит «Вот! Смотри, как мы круто все сделали». Вы рады, все супер, но вот продажи почему-то за этот месяц не выросли. Оказывается, что вы очень часто вбивали этот запрос в поисковик и выбирали свой сайт. И поисковик подумал, что этот сайт – самый для вас правильный и поднял его в результатах поисковой выдачи. Но поднял он его ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС! Никто больше его не видит на первых позициях.
Мы видели как при помощи персонификации поиска в течении 8 месяцев водили за нос руководителя одной очень крупную фирму. Когда мы приехали в гости и посмотрели на результаты поисковой выдачи через веб-прокси, то продвигаемого сайта там не оказалось даже в первой двадцатке, а не то что на первом месте.
Чтобы защититься от этого мошенничества просто воспользуйтесь любым сайтом веб-прокси, который можно легко найти в любом поисковике по запросу «веб прокси». Также вы можете отключить персонификацию поиска в настройках поисковой системы.
Кратко как быть защищенным всегда:
1. Требовать доступы к аккаунтам
2. Использовать дополнительную систему аналитики, которая игнорирует метки
3. Смотреть на результаты работы по SEO, с отключенной персонификацией поиска
4. Использовать здравый смысл и задаваться острыми вопросами – нет ли подвоха в том, что мне предлагают рубль за 50 копеек?
Успехов вам.
Статья размещена по просьбе автора, Некоз Евгения, директора компании Трионика Украина.
Автор: alexkedo