Привет, друзья!
Мы — компания Getwear. Несколько лет назад мы решили создать интернет-сервис, который позволял бы любому человеку без специальных познаний в дизайне самостоятельно создать себе качественную, красивую и отлично сидящую одежду, а потом получить её по почте.
За эти несколько лет мы пережили немало: многократное превышение бюджетов и смену концепции, названия и исполнителей, опыт работы с разработчиками в США, Индии и России, отведали лукового супа в Бюро Артёма Горбунова и узнали, что такое Тёма-эффект. Всем этим опытом мы рады будем поделиться с вами в нашем блоге. Начнём, пожалуй, с нашей нелёгкой истории.
Getwear был придуман практически случайно, когда двое его основателей, Яша и Маша, учились в Питере в СПбГУ. Маша параллельно посещала курсы дизайнеров-модельеров, которые, правда, были больше похожи на курсы кройки и шитья. Оттуда она вынесла один очень интересный факт: 99% всей одежды, продаваемой модными и не очень модными брендами, создается из стандартных элементов — такой большой LEGO, где вместо кубиков используются воротники, рукава и ширинки. В наших головах на минуту мелькнула мысль о том, что было бы здорово создать standalone-приложение, которое позволял бы брендам конструировать свои коллекции. Сервисы по кастомизации компьютеров были популярными и очень хотелось распространить их принципы в другие сферы. Примерно в это время в Компьютерре вышла знаменитая статья Тима О’Райли о том, что такое Веб 2.0 — начиналась эра интернета, основанного на пользовательском творчестве.
Через несколько лет после этого Яша с Машей поступили в Европейский институт дизайна, где познакомились со своим однокурсником Никелем (Nikhil). У Никиля, помимо врожденного индийского трудолюбия, было одно важное качество: опыт работы ведущим дизайнером-технологом крупного джинсового производства в стране слонов и священных коров. Так образовался первоначальный коллектив Getwear.
Изначально планировали создать интернет-сервис, который позволял бы создавать полный спектр одежды: не только джинсы, но и футболки, худи и иже с ними. Для того, чтобы воплотить такую идею, нам явно не хватало собственных ресурсов, и мы решили искать инвестора на стороне. На наше счастье, под рукой оказался ангельский Ангел, который готов был вложить в проект начальный капитал, 25 тысяч долларов (10-15 тысяч планировали потратить на производство, и 10 тысяч — оставить на сайт). Впрочем, как вы сейчас увидите, на этом наше счастье закончилось.
Так как опыта веб-разработки и веб-дизайна у нас не было, мы решили отдать всё на аутсорс.
Все сценарии нарисовали в векторном редакторе сами, всё подробно описали. Выглядело это вот так:
Совместными усилиями придумали первое название — BrandFactory, которое из-за правовых сложностей вскоре сменили на ItsWear, а потом и на финальное — Getwear.
Мы сделали рисёрч по российским студиям, обращая особое внимания на те, что специализировались на создании интерфейсов — уже тогда предполагалось, что главную роль будет играть именно он. Из всех вариантов больше всего понравилась Студия Горбунова. Яша съездил в Москву, где Артём Горбунов угостил его луковым супом и озвучил свой ценник. Суп оказался вкусным, а вот ценник — не очень. Тогда ангел посоветовал обратить внимание на американских дизайнеров, так как проект был изначально ориентирован прежде всего на западный рынок. Так была выбрана американская веб-студия. Чтобы никто не догадался, назовём её Камень-Ножницы-Бумага.
Говорят, что творчество — это борьба с первоначальной идеей. Если это так, то работа с Камень-Ножницы-Бумага была постоянным, непрерывным, адски напряженным творчеством. Мы боролись с огромным техническим заданием на 100 страниц, объясняли, советовали, упрашивали и спорили. Устав от прототипов повышенной степени уныния и шаблонности, мы сами нарисовали главную страницу, на основе которой Камень-Ножницы-Бумага сделали все остальное. При этом наш Ангел платил, платил и платил деньги. Подробнее о сложностях совместной работы с американцами мы расскажем в одной из следующих статей. Скажем только, что с Камень-Ножницы-Бумага мы расставались на пороге суда, имея на руках несколько унылых страничек и вот такой логотип:
Самым обидным было то, что американцы так и не смогли создать нормальный интерфейс веб-конфигуратора одежды. Без него продолжать работу над проектом было бессмысленно. То, что имелось, выглядело просто ужасно:
Мы грустно вздохнули, попросили у Ангела еще денег, и Яша полетел в Москву, к Артёму Горбунову. Горбунову задача по созданию конфигуратора джинсов показалась весьма интересной, и он согласился реализовать её на очень демократичных условиях.
Стало понятно, что без реального опыта ведения IT-бизнеса и знания тонкостей разработки и автоматизации мы никуда не уедем. Поэтому к команде присоединился последний сооснователь, Слава — школьный друг и фидошная нода Яши, с которым они еще в 90-х, подружились на почве общей любви к ZX Spectrum. У Славы за плечами был практический опыт создания IT-бизнеса с нуля: он управлял IT-компанией с неплохим портфолио. Компания в итоге была им продана, а вырученные средства инвестированы в Getwear. К этому времени уже был готов драфт дизайна Конфигуратора от Бюро Горбунова, и первой задачей Славы стал поиск исполнителей, которые выполнили бы его во Flash. О том, почему Flash, мы расскажем в отдельной, технологической статье.
Для вёрстки и программирования была выбрана крупная индийская компания. Чтобы никто не догадался, назовём её Криптонит. Криптонит подкупил кажущейся вменяемостью менеджеров, ISO-сертификацией и низкими ценами, что было весьма весомым аргументом: бюджет был уже превышен примерно в четыре раза, а Ангел постепенно превращался в Дьявола.
С индийцами у нас тоже не очень получилось. Яша учил их экспорту файлов из иллюстратора в фотошоп, а Слава буквально программировал за них весь фронтэнд. Подробнее о российско-индийской дружбе над проектом расскажем отдельным материалом. Последней каплей в бочке нашего терпения стало то, что Криптонит, который якобы специализировался на flash-технологии, не смог сделать полноценный “движок” конфигуратора. После такого хотелось совершить с Криптонитом страшные, физиологически противоестественные вещи, но расстались в результате просто по-мирному.
В итоге мы остались с дизайном сайта, вызывавшим у целевой аудитории серьёзные моральные страдания, из которого торчали робкие куски кода. Бюджет уже вырос в пять раз, а Getwear фактически сделал полный оборот и вернулся к стартовой точке — к концептам и прекрасным макетам конфигуратора, выполненным в бюро. У нас уже были команда и понимание своего проекта, но пока не было вменяемых разработчиков.
Скомпилировав всё, что у нас уже было, мы смогли запустить сайт и даже продавали джинсы в Штатах и Европе, однако быстро поняли, что в таком виде не сможем стать успешными. Созрела необходимость переделывать всё заново.
Так как с Бюро Горбунова нас уже связывал приятный опыт, мы решили заказать дизайн и остальных страниц сайта у них. Денег у нас не было, бюджет мы уже многократно превысили, и сложилась классическая ситуация “пан или пропал”: если инвестор дает деньги, мы продолжаем работу, если нет — проект умирает, даже по настоящему не родившись. К счастью, Ангел нашел дополнительное финансирование, и мы начали работу над сайтом у Горбунова. В «Ведре» студии валяется немало интересного о процессе работы над сайтом, мы потом еще напишем и о своём опыте.
Параллельно мы наняли на фуллтайм своего разработчика — он быстренько переписал индийский код. Основной функционал flash-конфигуратора заказали в замечательной компании ДатаАрт. Всё это встало друг в друга практически без притирки и зазоров, и Getwear наконец начал свою работу.
Это был очень непростой путь, однако всё, что тебя не убивает… ну, вы знаете.
Мы реализовали в проекте много новых, порой даже революционных решений. К примеру, у Getwear работает совершенно особая система кастомизации, которая не требует пошаговости и позволяет создать действительно уникальные джинсы, чем остался доволен гуру веб-кастомизации Фрэнк Пиллер. Особенно мы гордимся уникальной системой управления производством, автоматизацией закройки по мерке — мы буквально оцифровали джинсы. У нас также есть интересная система управления потоками заказов и прочие вкусности — мы обязательно о них расскажем.
Прежде чем мы запустили свой проект, нам пришлось решить сотни задач: от философских и евангелистических (простите нас за это слово), до нетривиальных технических и производственных. Мы превысили первоначальный бюджет примерно в 10 раз, испортили несколько миллионов собственных нейронов, придумали кучу крутых штук, от которых впоследствии отказались в пользу других, более крутых. Помимо проекта, который работает, принося удовольствие и доход, в результате мы получили самое важное и интересное — опыт. Именно опытом мы с радостью поделимся с вами в нашем блоге.
Как мы уже анонсировали, в ближайшее время мы расскажем об особенностях работы с американскими, индийскими и российским разработчиками. Обязательно будут статьи о технологической начинке проекта, о его оффлайновой составляющей и многом другом. Ну а пока будем рады ответить на ваши вопросы, выслушать комментарии и пожелания к темам будущих публикаций.
Спасибо за внимание!
Автор: lookso