В моем портфолио опыт работы с нескольким десятком проектов и партнерство с мировыми инкубаторами. Наверное, давно было пора начать писать о наблюдениях и практиках, которые накопились за время работы. Но, вот, решился только сейчас, когда понял, что есть определенная категория вопросов, которая возникает у вновь прибывших предпринимателей.
Один из таких вопросов касается назначения и функций ментора. Как не парадоксально, многие начинающие стартаперы, особенно из России, но совсем понимают роль и задачу ментора. Мне предлагали инвестировать в проект, написать план, возглавить продажи, собрать команду, познакомить с инвестором и многое, многое другое. Возможно, действительно, менторы есть разные, поэтому я решил рассказать о своем опыте.
Я такой же стартапер, как и все остальные. У меня есть свои проекты и свои задачи, над которыми я работаю каждый день. Миллион еще не заработал и не сижу на мешке денег, придумывая куда же их потратить. Мой путь тернист и извилист. На моем стартаповском веку мне довелось видеть множество проектов, которые выстреливали, еще больше тех, которые так даже и не начались. Завалил кучу собственных проектов, собрал и разогнал множество команд, пообещал с различными инвесторами, и с теми, кто себя таковыми называет. Бок о бок, поработал с огромным числом команд и был свидетелем драм, комедий и фантастики. Наверное, можно сказать, что у меня огромный опыт, и, пожалуй, некоторая интуиция в разработке и запуске стартап проектов.
Делиться опытом, это и есть менторство. Я лично прошел через многие этапы разработки проектов, сомнения и преграды. Мне не чужды некоторые «странные» мысли и переживания, которые возникают в сознании начинающего предпринимателя. Мой опыт и знания дают мне возможность дать дельный совет, поддержать, или наоборот, отговорить от каких-то инициатив. И это тоже важно. И, конечно же, у меня есть наработанные связи и методы, которые можно перенять, чтобы достичь результата.
Каждый менторы индивидуум. У каждого из нас свои понятия и практики, свой опыт, методы и свои интересы. Один ментор говорит: «Давайте ка, ребята, запустите скорее что-нибудь, а там сориентируемся». Другой, наоборот, скажет: «Так, подождите ка. Прежде чем запускаться, давайте все отладим и наведем марафет». Тут правды нет. Все варианты возможны, но каждая команда предрасположена к какому-то определенному стилю. Нужно работать с тем ментором, кому вы больше всего верите и чьи рекомендации лично вам кажутся разумными.
Тут есть одно НО – не ищите комфорта. Одна из ключевых задач ментора – быть объективным. Reality Check, это не всегда приятная процедура и иногда требуется и «хирургического вмешательства». На мой взгляд, лучший ментор, это не тот, кто гладит вас поддерживает и гладит голове, а тот, кто выступает в роли лояльного критика, т.е. помогает команде взглянуть на себя со стороны с целью улучшения и развития.
Ментор заинтересован в успехе любого проекта, который он ведет. По этому, ментор соглашается принять участие далеко не в каждом из предлагаемых проектов. Основная причина отказа, это неумение или нежелание команды что-либо менять. С одной стороны, вроде как у самих ничего не получается, а с другой стороны и слушать чьих-то советов не желают. Так же, к сожалению, у многих команд в действительности нет мотивации довести проект до конца. Ко мне регулярно приходят предложения вроде «Давай ты тут быстро нам проект подправишь и скорее побежим к инвестору за деньгами». Разговор на этом заканчивается.
Ментор – это труд, который требует времени, усилий и использование личных credential (не знаю, как по-русски). Ментор — это такой же партнер, как и любой другой член команды. Во многих случаях, ментор напрямую учувствует в решении каких-то вопросов, помогает с ресурсами и связями. Иногда ментор может даже возглавить одно из направлений в проекте, если в этом будет необходимость.
Процесс вовлеченности ментора в проект, я разбиваю на три этапа: Знакомство, Консультации и Вовлеченность. Первый, это сессия вопрос-ответ. Лидер проекта задает, конкретные вопросы ментору. Тем самым проверяется не только компетенция ментора (ведь каждый может назваться «груздем»), но еще и совместимость мировоззрений. В это же самое время, ментор смотрит на адекватность проекта и команды. У профессиональных менторов уже есть заготовленные сценарии ведения разговора, а вот подготовленные вопросы от лидеров проектов – это редкость. А зря, потому что, первый разговор — это, как любовь с первого взгляда. В большинстве случаев, практически сразу понятно, какие перспективы у возможного сотрудничества. Предлагать что-то на этом этапе кроме кофе ничего не стоит, потому что, в отличие от платного консультанта (или мошенника), ментор — это в каком-то роде статус и возможность добровольно помогать другим проектам. Второй этап, это регулярные консультации и возможность задать вопрос. И хотя этот этап от ментора требует временных вложений, степень поощрения во многом зависит от возможностей команды. Многим менторам приятно видеть упоминание своего имени в брошюре или быть приглашенным на вечеринку – и этого вполне достаточно. Третий этап, это вовлеченность в проект. Степень вовлеченности зависит от потребностей. Это может быть помощь в разработке бизнес-плана или проведении переговоров с инвесторами. Т.е. все, что требует от ментора отвлечения от собственного бизнеса. В данном случае, такой труд должен поощряться долей в компании или денежным вознаграждением, которое обсуждается отдельно. Запомните, инвестиции времени, это тоже инвестиции.
Все, что описано в статье, это мой личный опыт. Нисколько не сомневаюсь, что есть и другие практики. О вашем опыте, я с удовольствием послушаю. Пишите и комментируйте.
Автор: Ivano