Сейчас сложно оценить ни насколько требования законопроекта реализуемы на практике, ни насколько они помогут в достижении целей, ради которых он принимается.
Законопроект вводит для интернет-компаний две новые обязанности: хранить все сообщения пользователей до шести месяцев, а также в случае использования кодирования интернет-компании должны предоставлять в правоохранительные органы информацию, необходимую для декодирование электронных сообщений. При этом остаются неясными следующие вопросы:
- Неясен порядок и объем хранения сообщений пользователей — это будет утверждаться отдельно подзаконными актами правительства.
- Непонятно, что именно понимает законодатель под кодированием, т.к. любая информация, передаваемая в сети, кодируется, в том числе с использованием стандартных интернет-протоколов. Например, когда вы открываете письмо, почтовый клиент выполняет декодирование данных, таких как приложенные к письму фотографии или документы, по стандарту MIME. Что в данном случае требуется предоставлять по закону? Каков порядок предоставления этих данных? Закон этого не объясняет.
С уверенностью можно сказать только одно — затраты интернет-компаний вырастут. Интернет-компаниям придется увеличить число серверов и подумать о перестройке внутренней инфраструктуры. Сокращение сроков хранения данных с 3-х лет до 6 месяцев только снизит дополнительные расходы, но не отменит сам факт новых затрат. Иным образом, бизнес получает какие-то новые обязанности и дополнительные расходы, однако в текущей редакции законопроекта данное регулирование избыточно, поскольку приводит к чрезмерному ограничению прав как бизнеса так и пользователей. Однако приводят ли в итоге эти ограничения к тем целям, о которых говорят авторы законопроекта? Речь идёт об усилении регулирования ради безопасности. Процедуры контроля должны ставить всех в равные условия. В текущем варианте законопроекта равных условий или не будет, или их форсирование заставит кого-то из игроков уйти из России, что негативно повлияет на отрасль.
Пресс-служба «Яндекса» распространила позицию компании вечером 21 июня. Позиция поисковика местами перекликается с предупреждениями Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) [объедение множества главных интернет-компаний, но Яндекса в членах ассоциации нет]. РАЭК распространила своё заявление ранее днём. Ассоциация считает, что принятие антитеррористического закона Яровой приведет к деградации интернет-отрасли. Фактическое прохождение законопроекта сразу во втором и третьем окончательном чтении, может состояться в Госдуме РФ завтра, 22 июня.