Маргарет Гамильтон стоит рядом с написанным ей исходным кода бортового компьютера «Аполлона»
Лаборатория реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) — научно-исследовательский центр НАСА, ответственный за большинство беспилотных космических кораблей США. Там пишут много кода, и права на ошибку у них намного меньше, чем у обычных программистов.
В JPL пишут на Си, и на их сайте есть документ "JPL Institutional Coding Standard", описывающий жесткие стандарты кодирования внутри организации. Они напоминают правила программирования для встроенных (embedded) систем и систем реального времени, с ограниченными ресурсами. Но многие из правил эти просто принципы хорошего программирования. Ограничение сложности, максимальное упрощение для последующего чтения кода и отладки, отсутствие побочных эффектов. Мы в Хекслете постоянно говорим об этом в вебинарах и, конечно, в самих курсах. Мы считаем очень важным как можно раньше поднимать эти темы, поэтому про функции и побочные эффекты начинаем говорить в самом первом курсе «Основы программирования», который рассчитан на новичков. Это бесплатный курс, кстати, и в нем есть практика на языке JavaScript.
В документе JPL есть много правил, но пользователь Реддита сделал выжимку десяти главных принципов. Вот перевод этого списка.
-
Нужно сильно ограничивать ветвления и условия. Не использовать goto, setjmp или longjmp, не использовать прямую или косвенную рекурсию.
-
У всех циклов должен быть предел. Проверящая программа должна иметь возможность легко доказать, что определенное количество итераций не может быть превышено. Если предел невозможно доказать статистически, то правило считается нарушенным.
-
Не использовать динамическое распределение памяти после инициализации.
-
Любая функция должна уместиться на одном стандартном листе бумаги, одно выражение на строку и одна строка на определение. Обычно это означает, что функция не должна быть длиннее 60 строк.
-
В функции должно быть не более двух ассертов. Ассерты используются для проверки аномальных условий, которые не могут произойти при реальном запуске. Ассерты не должны содержать сайд-эффектов, и по формату должны быть Boolean-тестами. Когда ассерт падает, должно запуститься специальное действие по восстановлению, например, возврат условия падения обратно в вызывающую функцию. Если проверяющая программа доказывает, что ассерт никогда не фейлится или никогда не удовлетворяется, то правило считается нарушенным. (Нельзя обойти это правило с помощью бессмысленных “assert(true)”).
-
Объекты с данными должны быть задекларированы на самом низком (из возможных) уровне области видимости.
-
Возвращаемое значение не-void функции должно проверяться вызываемой функцией. Валидность параметров должна проверяться внутри каждой функции.
-
Препроцессор можно использовать только для включения header-файлов и простых макро-определений. Token pasting, вариативные функции и рекурсивные макро вызовы запрещены. Использование условных директив компиляции нежелательно, но иногда неизбежно. Это означает, что только в редких случаях уместно использовать больше чем одно или два условия в директивах компиляции, даже в больших проектах.
-
Использование указателей должно быть ограничено. Допустимо не больше одного уровня разыменования. Операторы разыменования не должны быть скрыты в макро определениях или внутри typedef. Указатели не функции запрещены.
- Весь код должен компилироваться при всех включенных warning'ах, на самых дотошных настройках компилятора с самого первого дня разработки. Весь код должен компилироваться с такими настройками без единого warning'а. Весь код должен проверяться каждый день (как минимум раз в день, но желательно чаще), с использованием лучшего из доступных на текущий день статического анализатора кода, и должен проходить анализ без единого warning'а.
Автор: Hexlet