Yota попыталась «помешать» конкурентам распространять сотовые тарифы «для отпуска». Сотовые компании традиционно летом выпускают специальные тарифные планы для использования из-за рубежа. Их потенциальный покупатель — это разъезжающиеся по миру отпускники. Сотовый оператор объявил:
Пользователи Yota в роуминге смогут переписываться в пяти самых популярных мессенджерах - WhatsApp, Viber, Telegram, Facebook Messеnger, iMessage — независимо от того, достаточно ли у них средств на счете. Передача медиа-файлов возможна только за деньги, но сама связь из заграничного роуминга работает и при нулевом балансе, при финансовой блокировке и отключенном пакете передачи данных.
Новость о бесплатных мессенджерах в Yota 6 июня, бесплатно опубликовало множество СМИ, включая популярные сайты Life.ru, «Афиша Daily», Газета.Ru и многие другие. Yota — это оператор в собственности МегаФона, специализирующийся на интернет-активной мобильной аудитории. Тарифные планы Yota рассчитаны на владельцев смартфонов, планшетов или компьютеров с мобильным модемом. Все абоненты Yota пользуются интернетом. Мессенджеры — это вовсе не все услуги, которые обычно включают и оплачивают интернет-активные люди.
Возможно, что бесплатные мессенджеры не каннибализируют выручку с существующей аудитории Yota, в силу её более широких потребительских запросов. Продвинутая аудитория скорее заплатит и подключит себе небольшой объём интернет-трафика в роуминге, чем обойдётся голым мессенджером. С другой стороны, засидевшиеся у сотовых операторов конкурентов интернетчики-путешественники, сегодня получили через массовые СМИ ясный сигнал: «существует способ экономить в поездках — Yota».
Самым популярным мессенджером у абонентов Yota является WhatsApp, в нем общаются 45% клиентов. Второе место — Viber — 28%, затем идут Telegram (8%) и Facebook Messanger (4%). Из цифр, в частности, видно, что у абонентов Yota высока популярность Telegram. Этот мессенджер полюбился «всегда подключённым к онлайну» абонентам в РФ, но для самой массовой российской аудитории он пока незначим. Есть вероятность, что «бесплатный мессенджер» выглядит для действующих абонентов Yota приятной дополнительной защитой от потери связи в поездках. Для абонентов же других сетей, «бесплатный мессенджер» в роуминге — это услуга на которую их сотовый оператор неспособен.
Трафик от мессенджеров зачастую измеряется лишь единицами, максимум десятками Мб в месяц. Привлекательное предложение, редкое в сотовых сетях (Yota назвала себя первым в мире оператором с бесплатными мессенджерами в роуминге), по своей технической сути, для операторов доступно. У редакторов Роема Slack потреблял — 17Мб за месяц, WhatsApp — 11 мб за три месяца. Стоимость подобных объёмов данных стремится к нулю или просто невысока даже в роуминге. Естественно, если рассматривать цены без учёта операторских ухищрений. С учётом же подобных фокусов, в типичных планах, каждые сутки абонент получает, например, по 40 Мб трафика и платит оператору 200 рублей. Объёма данных хватило бы на 3 месяца в мессенджерах, но для сохранения связи по 40 Мб/200 рублей будут начисляться—списываться каждый день, или связь пропадёт.
Представитель МТС прокомментировал предложение Yota и напомнил CNews о традиционных рисках использования российских SIM-карт в зарубежных поездках:
Оно может оказаться медвежьей услугой — ведь владельцу смартфона крайне сложно пользоваться только месседжерами. Часто смартфоны живут своей жизнью и без участия пользователя могут скачивать обновление программ, использовать службы геолокации, принимать входящую электронную почту. А в роуминге это может обернуться серьезными тратами.
Таким образом в МТС предпочли просто не заметить, что подключение к мессенджерам у Yota будет работать и при отключенном пакете передачи данных. Представитель «Вымпелкома» был ещё более замкнут на собственном бизнесе и просто пересказал CNews условия одного из «платных» тарифов «Билайна» для международного роуминга. Нельзя сказать, что в «Билайне» не знают значения бесплатных услуг для маркетинга. Так генедиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин называл «историческим событием» отмену тарификации трафика WhatsApp (но не других мессенджеров) для абонентов «Билайн» в октябре 2015 года, хотя оператор говорил лишь о временной отмене тарификации на определённой группе российских тарифов.