Рынок облачных сервисов быстро растет, и Россия – не исключение. Пользователи публичных облаков могут легко получить необходимые ИТ-ресурсы и даже целый виртуальный дата-центр без серьезных затрат, заплатив только за то, чем действительно пользуются. Облачная модель позволяет сэкономить не только на капитальных инвестициях, но и на поддержке, поскольку на аутсорсинг передаются все непрофильные для бизнеса задачи. Облачные решения не требуют традиционных затрат на ИТ-отдел, оборудование и программное обеспечение.
Кризис как фактор роста
Возможность экономии затрат, или, если говорить корректнее, перевода CAPEX в OPEX, особенно актуализируется в условиях кризиса. Многие компании активно оптимизируют ИТ-бюджеты и инфраструктуру, а облачная модель в этом отношении обладает хорошим потенциалом. А малому и среднему бизнесу облачные сервисы предоставляют возможности, которые были ранее доступны только крупным компаниям с солидным бюджетом на ИТ.
Неудивительно, что все больше организаций переносят свои приложения в облака. По данным исследования Oracle, облачные технологии помогают российским компаниям быстрее внедрять инновации (96%), удерживать существующих (80%) и привлекать новых клиентов (92%). Более половины компаний (55%) отмечают, что они достигнут «облачной зрелости» в ближайшие два года.
SAP и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представили результаты исследования облачных технологий в банковском секторе, согласно которым российские банки и технологически, и экономически готовы к облачному буму. И несмотря на то, что традиционно облачные технологии ассоциируются с такими публичными сервисами как почта, хранилище данных или платформенные инфраструктуры, для почти трети (32%) экспертов облака – это бизнес-приложения.
Как следствие, все больше компаний начинают предлагать облачные сервисы. Сегодня существует достаточно большое количество предложений от провайдеров облачных услуг и владельцев коммерческих ЦОД. Эксперты полагают, что российский рынок IaaS, SaaS и PaaS будет в ближайшие 3-4 года только расти. Рынок облаков в последние годы демонстрируют рост порядка 30% в год. Так сегмент IaaS растет каждый год почти на 50%, и в течение трех лет увеличится еще примерно на 50-60%.
Основные драйверы роста – ухудшающаяся экономическая ситуация и вызванная ею необходимость экономии, оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру и на лицензирование ПО, высокая стоимость закупки нового оборудования из-за изменения валютных курсов. Бюджеты на ИТ будут сокращаться, поэтому переход в облако станет одним из ключевых факторов экономии.
В текущей экономической ситуации в России большинство компаний переходят от долгосрочного планирования к краткосрочному и среднесрочному. Они стремятся к сокращению затрат и более качественному и эффективному использованию уже имеющихся ресурсов. В этом смысле облачные решения, виртуализация и виртуальные центры обработки данных (VDC) дают возможность наиболее эффективно использовать существующую инфраструктуру. Они позволяют точнее оценить возврат инвестиций и существенно сократить расходы на поддержание ИТ-инфраструктуры.
Преимущества публичного облака включают в себя:
- Оптимизация затрат и эффективный контроль расходов.
- Получение доступа к ресурсам ИТ в сжатые сроки.
- Высвобождение собственных ресурсов.
- Повышение эффективности бизнеса и концентрация на обслуживании клиентов.
- Ускорение реорганизации компании.
- Сокращение времени реализации проектов.
- Получение доступа к экспертизе по управлению ИТ-инфраструктурой при отсутствии собственных ИТ-кадров.
- Быстрый выход на новые рынки.
Конечно, это далеко не полный перечень. Главное – облако не всегда дает экономию затрат (скорее можно говорить о их реструктуризации), особенно на длительно временном интервале, но оно позволяет стать гибче и получить за те же деньги более качественный сервис.
Кого и как выбрать?
Использование облачных решений в антикризисных целях актуально как для коммерческого сектора – компаний из разных отраслей, так и для государственных организаций. Компетенция заказчиков в отношении облачных услуг за последние год-два существенно выросла: компании хорошо осведомлены о преимуществах облачных сервисов, большинство из них точно знают, что хотят и могут получить за свои деньги, выбирая оптимальное соотношение цены и качества услуг.
Однако выбор провайдера – процесс ответственный. Найти «оптимального» облачного провайдера для конкретного приложения становится все сложнее. А попытка внедрить облачный сервис, который на самом деле не подходит вашей компании, может отнять немало времени и нервов.
Да и сами предложения становятся разнообразнее – от недорогих стандартизированных, «пакетных» сервисов до высокоуровневых и сложных услуг с дополнительным резервированием, вплоть до обеспечения катастрофоустойчивости. Часто компании стараются оптимизировать штат, переложив большую часть рутинных задач и операций на аутсорсинговую компанию, и провайдеры нередко предлагают свои услуги вместе с поддержкой бизнес-сервисов. Однако главными требованиями остаются надежность, безопасность, высокая производительность и доступность услуг по цене.
Так на что же надо обратить внимание при выборе сервис-провайдера публичного облака? Конечно, все зависит от требований бизнеса, характера и критичности решаемых задач. Тем не менее, попробуем дать общие рекомендации.
1. Надёжность ЦОД
При выборе внешнего поставщика услуг для большинства компаний ключевым критерием является соответствие максимальным уровням надежности. Очень важный показатель – надёжность всего ЦОД, той площадки, на которой размещена облачная платформа. В конечном счете, он определяет доступность облачных сервисов. Многие облачные провайдеры готовы показывать свои площадки потенциальным клиентам, чтобы те могли воочию убедиться в их надежности и наличии всех необходимых в ЦОД высокого уровня подсистем.
Одним из способов проверить надежность дата-центра сервис-провайдера будет проверить наличие сертификатов Uptime Institute. Лучше всего, когда компания владеет не одним ЦОД, а сетью дата-центров, построенных в соответствии с требованиями международных стандартов TIA-942 (TIER III). Наряду с таким формальным критерием как уровень TIER стоит ориентироваться и на опыт бесперебойной работы провайдера – сколько времени его ЦОД работает без сбоев, не было ли серьезных аварий.
2. Аппаратная платформа
Производительность и надежность облачной платформы во многом зависят от того, какие ИТ-системы использует провайдер. Немаловажно, на каком оборудовании построено облако сервис-провайдера (серверы, СХД, сетевое оборудование). Считается, что использование облачным провайдером низкобюджетных серверов увеличивает вероятность их выхода из строя, снижает надежность и влияет на непрерывность сервиса.
Бесперебойная работа дата-центра требует использования современного ИТ-оборудования. Как правило, чем выше класс оборудования, тем функциональнее и производительнее облачная платформа провайдера. Надежность в нем увеличена за счет дублирования, резервирования и отсутствия единой точки отказа. Это же относится к системам хранения. Все сетевое оборудование также должно дублироваться. Для бесперебойной работы необходимо и резервирование всех инженерных систем, мониторинг и обслуживание всех систем жизнеобеспечения в режиме 24х7x365. В результате выход любого одного элемента оборудования из строя не влияет на работоспособность комплекса в целом.
3. ПО виртуализации и гипервизор
На каком ПО виртуализации основаны облачные сервисы? Стоит обратить внимание и на партнерские статусы провайдера: хорошо, если его деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с мировыми лидерами ИТ-отрасли. Наличие высокого статуса (например, VMware) говорит о том, насколько опытен сервис-провайдер в данной области. Использование облачным провайдером лидирующих в отрасли решений виртуализации повышает надежность, безопасность и стабильность работы облака.
Для компаний, которые уже используют виртуализацию и хотят вынести свои приложения в облако, важно, чтобы используемый облачным провайдером гипервизор был таким же, как уже применяемый в компании. Это упростит процесс миграции, облегчит построение гибридного облака, если в этом возникает необходимость, а также позволит максимально использовать функциональные возможности интеграции собственных серверных мощностей с мощностями, арендуемыми в облаке.
4. Производительность
Сказать, какое из облаков позволит добиться наилучшей производительности, непросто. Можно ориентироваться на спецификации, предоставляемые самими провайдерами, но обычно они довольно нечеткие и охватывают не все аспекты работы облака.
Между тем производительность облака – это не только скорость вычислений, но и быстродействие ввода-вывода при доступе к системам хранения (именно оно в большей степени влияет на эффективную работу приложения), полоса пропускания каналов связи при доступе к сервисам, параметры задержки и многое другое. Производительность зависит также и от нагрузки, создаваемой другими пользователями облака. В оптимальном случае облачный провайдер гарантирует показатели производительности ввода-вывода (IOPS и параметры задержки).
5. Обеспечение катастрофоустойчивости
В любых технически сложных системах аварии неизбежны, однако их можно сделать не критичными для бизнеса. Для предотвращения таких ситуаций создаются катастрофоустойчивые системы – на территориально удаленной площадке развертываются резервные мощности.
Важная бизнес-задача – повышение качества сервиса за счет отказоустойчивости облачных решений. Наличие резервной площадки, возможность «растянуть» облако на два ЦОД позволяет провайдеру предоставлять сервис защиты от катастроф и аварийного восстановления (Disaster Recovery as a Service, DRaaS) и даже целый комплекс услуг проектирования и создания резервной площадки для основного ЦОД заказчика. В качестве основного дата-центра заказчика может выступать как физическая инфраструктура, размещенная на площадке заказчика, так и виртуальная ИТ-инфраструктура.
DRaaS подразумевает резервирование на нескольких площадках, объединенных оптическими каналами. В случае выхода из строя отдельных единиц оборудования начинается автоматический перезапуск систем на исправных серверах. И в результате системы заказчиков в облаке продолжают работать в прежнем режиме.
6. Сервисная служба и SLA
Какие регламенты использует провайдер, как организовано документирование, какова ответственность сервис-провайдера? Желательно получить ответы на эти вопросы.
Облачный провайдер может обеспечить высокую доступность только при четко организованных и формализованных процессах сопровождения и обслуживания своей облачной инфраструктуры, включая управление запросами на обслуживание, инцидентами и изменениями. Это позволит свести к минимуму влияние инцидентов на бизнес клиента и время восстановления.
Служба поддержки должна предусматривать постоянную доступность в режиме 24/7/365, прием обращений по разным каналам, контроль и соблюдение ключевых метрик — времени реакции на обращение, максимальное время решения инцидента и решения типового запроса. Провайдер также должен быть готов помочь в решении проблем, выходящих за рамки договора.
Пакет документов может включать в себя документы, которые провайдер использует в своей работе, предоставляет заказчику, документы для лица, ответственного за обеспечение безопасности и администратора ВМ, документы для пользователя.
Согласованный уровень сервиса фиксируется в SLA — соглашении об уровне обслуживания. За нарушения параметров SLA облачный провайдер должен нести финансовую ответственность. Кроме того, провайдер должен быть готов обсуждать параметры качества.
На площадке дата-центра должны дежурить специалисты, всегда готовые провести работы по обслуживанию, настройке и конфигурированию систем заказчика. Обязательно наличие круглосуточно доступного (24x7x365) инженера поддержки по облаку. Типовые запросы на обслуживание обычно прописываются в описании услуги, а целевые параметры времени решения фиксируются в SLA. Для нетиповых запросов также определяется плановое время решения.
7. Портал самообслуживания, тарификация и биллинг
Надежная инфраструктура провайдера должна предусматривать возможность быстрого развертывания облака, гибкую тарификацию и управление сервисами. Поэтому обязательны наличие портала самообслуживания (личного кабинета), отлаженного и сертифицированного биллинга, гибкость тарифных планов и возможность оперативно наращивать или уменьшать объем пула ИТ-ресурсов.
При правильном подходе к формированию линейки сервисов, их дополнении ценными для заказчика услугами, обеспечении необходимого уровня безопасности и надежности при приемлемой ценовой политике облачные сервисы позволят компаниям динамично развиваться, повышать продуктивность, адаптировать услуги в соответствии с потребностями и возможностями своей организации, выбрать оптимальный тарифный план и набор дополнительных опций.
8. Опыт и репутация провайдера
Это лишь краткий перечень требований к облачному провайдеру. В реальности при выборе приходится учитывать гораздо больше нюансов, да и требования у каждого заказчика индивидуальны. И, конечно, стоит обратить внимание на опыт работы провайдера на рынке и на отзывы других клиентов.
Российский рынок облачных услуг динамично развивается, однако на нем пока еще относительно немного провайдеров, отвечающих всем перечисленным критериям. В общем случае рекомендуется, в первую очередь, определить тех провайдеров, которые смогут с большей эффективностью и меньшим риском для бизнеса решить задачи клиента. Некоторые провайдеры работают на рынке более десяти лет и успели сформировать команду специалистов, нацеленную на максимальное удовлетворение потребностей клиентов, предоставляют все необходимые ИТ-ресурсы для решения бизнес-задач любой сложности и направленности.
Что выбрать?
С ростом рынка облачных сервисов все больше дата-центров начинают оказывать услуги по аренде виртуальной инфраструктуры в дополнение к услугам по размещению оборудования. Облачный провайдер, по определению, предоставляет не только такие базовые услуги ЦОД как размещение (colocation), аренда оборудования и ИТ-систем (dedicated) и аренда помещений, но и облачные решения.
Это может быть создание ИТ-инфраструктуры на базе «виртуальной платформы», виртуальный ЦОД (в том числе отвечающий требованиям ФЗ-152), аренда виртуальных рабочих мест (VDI), услуги резервного ЦОД, сервисы SaaS (электронная почта и др.). Конечно, перечень и названия сервисов у разных провайдеров отличаются, но большое значение имеет комплексность предложений.
Иногда эти сервисы дополняют телекоммуникационные услуги, предоставление доступа в интернет, организация каналов L2 по сети передачи данных, услуги аренды волоконно-оптических линий и даже управляемый CDN.
А как насчет защиты от DDoS-атак? В последние годы они вышли на первое место в перечне сетевых угроз для корпоративных клиентов и операторов связи. Защита от них – актуальная проблема не только для каждого интернет-бизнеса, но для многих других компаний, использующих веб-ресурсы. Как правило, такие атаки направлены на вывод из строя критически важных приложений и ресурсов владельца. Сегодня средства защита клиентов от такого рода атак – необходимый элемент в арсенале любого крупного оператора дата-центра.
Особую ценность приобретают пакеты услуг: во-первых, такие комплексные сервисы зачастую являются интегрированными, что дает синергетический эффект, а заказчик может получить их с дисконтом. Весомым плюсом будут и дополнительные услуги (VAD), такие как миграция в облачную среду, построение частного облака на площадке заказчика или провайдера, а также различные услуги, связанные с развертыванием и эксплуатацией гибридных облаков. Наличие дополнительных услуг, например, резервного копирования виртуальных машин, – еще один плюс.
Компания SAFEDATA предлагает на базе собственных ЦОД целый спектр услуг. Компания является единственным игроком на рынке, сочетающим в себе бизнесы в трех основных сегментах – ЦОД, обмен трафиком и доставка контента.
По данным исследований, большинство российских заказчиков планируют расширение спектра используемых облачных сервисов. Поэтому возможность интеграции новых сервисов с уже востребованными, удобная схема оплаты при расширении услуг и комплексные предложения становятся дополнительными факторами, повышающими привлекательность разработанных провайдерами решений.
Правильный выбор облачного провайдера позволит полностью реализовать заложенный в облачной экосистеме потенциал эффективности, добиться экономии за счет масштаба и аутсорсинга ИТ-администрирования, получить возможность гибкого использования вычислительной мощности облачных серверов на территориально распределенных площадках, свести к минимуму риски благодаря надежности инфраструктуры ЦОД уровня Tier III, применения провайдером оборудования и программного обеспечения от ведущих вендоров, высокой квалификации и опыта работы его специалистов.
Автор: SAFEDATA