Думаю, многие автовладельцы хабра и geektimes уже слышали о возможности купить ОСАГО электронно. Появилась эта возможность примерно полгода назад, опробовать ее на себе мне посчастливилось только сейчас.
Ситуация со страхованием ОСАГО в некоторых регионах, таких как мой Ульяновск, вообще доходит до абсурдного — агенты продают страховку только с ненужными попутными страховками за 1000-2000 руб, а в самих страховых компаниях выдают по полису в час, создавая гигантские очереди, место в которых нужно занимать с утра.
Поэтому возможность купить страховку электронно, не вставая со стула, выглядит просто как волшебное решение головной боли.
Забегая вперед, скажу, что оформить еОСАГО вы можете только если вы до этого страховали этот автомобиль обычным образом — данные проверяются по предыдущему полису.
Спохватившись как то утром, что страховка сегодня уже не действует, я и решил опробовать новую систему. Вылилось это в эпопею из трех дней с восторгами и предвкушениями, надеждами и разочарованиями.
И если честно, создалось впечатление, что заинтересованности в качественной работе этой системы ни у кого нет.
Но, обо всем по порядку.
День 1
Я выбрал пару крупных известных мне компаний, которые попадались на первой страницы выдачи по запросу «электронное осаго» и пошел на их сайты в поисках еОСАГО.
Первое, что выяснилось — не смотря на заявленные продажи электронного ОСАГО — компании с ними работают весьма ограниченно. Росгосстрах больше месяца назад ушел на «технические работы». Альфастрахование — только для тех, кто ранее страховался у них по-«бумажному». Некоторые компании предоставляли возможность купить еОСАГО только для зарегистрированных в определенных регионах, в основном — Москва и Питер, хотя казалось бы что возможность страховать электронно как раз таки должна увеличить потенциальную клиентскую базу с регионов физического присутствия до всей страны.
Ну да ладно, решил я, и начал оформлять.
Тут то и стало понятно, насколько не отлажена система.
Первый сайт, который мне попался — ТинькоффСтрахование.
Тинькоф славится удобством своего интернет-банка, этого же я ожидал и от страхового интерфейса. Но они удивили. Сначала предварительная сумма страховки для моего авто и региона почему то оказалась в два раза меньше положенной (2800 руб вместо 5500 руб, как рассчитывали все остальные страховые).
Но и удобство интерфейса оказалось просто «на высоте». Кроме полей для ввода адреса прописки по паспорту, зачем то были поля для ввода фактического адреса проживания, обязательные к заполнению. Ни галочки «Использовать те же данные», ни возможности отказаться от них не было. Кроме того одни и те же данные пришлось вводить трижды — Страхователь, Владелец авто, и наконец Водитель.
Я заполнил всю портянку данных на странице, нажал «Перерасчитать», и… И ничего, страница повисла на 5 минут. Через 5 минут появилось сообщение об ошибке с предложением обратиться в ближайший офис для оформления классического ОСАГО, либо связаться с консультантом. Консультант оказался абсолютно бесполезным роботом — отвечал стандартными фразами «Электронное осаго оформляется на сайте самостоятельно, если вы уверены что все данные заполнены правильно, напишите на email поддержки указаный на сайте». Этот самый email я кстати так нигде найти не смог. Спросил у консультанта — и он исчез навсегда.
Я пока еще был полон энтузиазма, и решил что здесь еще просто все неотлажено, пойдем дальше.
Следующей страховой оказалась РЕСО. Здесь я не мог зарегистрироваться еще на этапе ввода паспортных данных страхователя, они просто не проходили проверку в РСА. Знакомые в твиттере писали, что у них успешно получилось оформить там страховку написав в техподдержку, которая подсказала что нужно вводить «правильно». В саппорт им я написал, но ответа так и не дождался.
Затем я пошел на сайт ВСК. Интерфейс этой страховой на мой взгляд самый удачный, приятный и продуманный. Данные сгруппированы по логичным блокам, повторно ничего вводить не нужно, верификация проводится сразу же по блокам во время заполнения.
Но и тут все оказалось не так хорошо :) Я заполнил все данные, они успешно прошли верификацию (!) в РСА. Подтвердил расчет через СМС, нажал оплатить и полез в портмоне за карточкой… Но, после пары минут ожидания я получил сообщение о том, что «полис не проходит проверку в РСА» с кодом 024. Если почитать, то с этой ошибкой сталкиваются многие.
У УралСиба в тот день вообще не работал интерфейс оформления страхования (а на следующий день он выдавал ту же ошибку что и все остальные).
Перепробовав все известные мне страховые, делающие еОСАГО, я решил идти до конца, и стал пробовать уже все страховые подряд, по списку на сайте РСА.
У нескольких страховых интерфейсы были похожими как браться близнецы — оказалось, кто то уже успел сделать готовое решение "ПолисОфис" и продает его страховым. Однако, оперативно.
У Паритет-СК для продажи полисов вообще использовался интерфейс 1С 8.3, под чутким руководством прилагающейся инструкции, что меня весьма позабавило.
Результат везде был одним и тем же — все данные проходили верификацию в базе РСА, но на стадии финального «оформления» полиса перед оплатой верификацию во все том же РСА они не проходили.
Был уже поздний вечер, и естественно звонить в страховые было бесполезно. Я прошелся по нескольким тематическим ресурсам. Количество жалоб на форумах создавало впечатление, что электронные полисы продают по тому же принципу что и бумажные, с максимальным затягиванием процесса — то полисы закончились, то очередь «на осмотр авто» на неделю расписана. Не знаю, так ли это. Многие писали, что им помогло обращение в свою страховую с просьбой проверить данные полиса — именно по данным предыдущего полиса проводится верификация данных в РСА. Я отправился на сайт своей страховой и написал несколько заявок на все возможные адреса. Заодно написал в несколько страховых, у которых пробовал оформить е-полис, и пошел спать.
День 2
Рано утром меня разбудил звонок из моей страховой. Заботливая девушка извинилась за неудобство, проверила все данные и отправила прошлогодний полис повторно в базу. С ее слов, обновление базы занимает 30 минут — 3 часа.
Теперь показания всех страховых изменились — данные уже не проходили проверку на этапе заполнения адреса страхователя, некоторые возвращали конкретный код — AddressRSACode. С этой ошибкой сталкивалась другая половина пользователей, которая не доходила до ошибки на последнем этапе. Многие пробовали писать свой адрес с возможными ошибками и опечатками и им это помогало. Но не в моем случае.
На этом этапе я уже знал, что в том xml, который отдают страховые в реестр по SOAP, AddressRSACode — это некое поле с длинным десятичным кодом, похожим на код КЛАДР.
Адрес тоже выбирался по КЛАДР, и здесь у меня появилась зацепка. Мой адрес — проспект 50-летия ВЛКСМ, д. 24.
В КЛАДР нет такого дома, мой дом записан как 24/20, так как стоит на пересечении двух улиц. Я попробовал все варианты дома (24/20, 24А итд, 24 корпус 20), но толку от этого не было никакого. Я еще раз позвонил в свою страховую, и уточнил как они выбирают дом — из селекта или вводят вручную. Ответ был — улицу — селектом со списком КЛАДРа, дом — вручную. Я попросил поставить дом 24/20, как в КЛАДР, но мне отказали, так как в паспортных данных прописки стоит дом 24, и они не могут написать другой. Бюрократия, но справедливая. Все данные в полисе мне еще раз перепроверили до буковки и отправили его повторно в базу.
Насколько мне представляется, проблема заключается в том, как страховые и сама база РСА генерируют этот код на основе адреса. И то, как они обрабатывают номер дома, который не находится в КЛАДРе. Видимо в одном месте из номера дома генерируется один код, в другом — другой. Но это чистой воды догадки.
Конечно, можно было долбиться и дальше, пробиваясь к тем, кто это все разрабатывал. Но понятно, что страховая не будет нанимать отдел по разработке такой системы, а на поиски адекватных технарей у подрядчика, которые будут с этим разбираться можно потратить не одну неделю.
Понимая, что возможности страховых в плане доступа к базе исчерпаны, я обратился непосредственно в РСА. По телефону связать меня с теми кто отвечает за ИС по ОСАГО не захотели. Вежливо объяснили, что сам РСА «онлайн-доступа» (их выражение) к базе не имеет. С базой могут работать только страховые.
Заметьте, какой интересный подход — оператор базы за базу не отвечает, доступа к ней не имеет и футболит куда подальше. То есть за корректность данных в базе в конечном итоге ответственности прямо никто не несет.
Поддержка у страховых компаний тоже весьма огорчила — УралСиб и ВСК ответили стандартными отписками, мол если не получилось так — значит технические трудности, обратитесь в офис. РЕСО вообще просто проигнорировали.
Приятно отличилось ЗеттаСтрахование — по заявке в личном кабинете перезвонила девушка, которая предложила поэкспериментировать с полями адреса, эта страховая лично для меня запомнилась своей дружелюбностью (хотя и не очень удобным интерфейсом).
День 3
Страховку в итоге я продлил у своей страховой. Они устали править записи в базе, и предложили мне продлить полис без очереди и осмотра авто. Мы с девушкой приехали и получили полис за 15 минут. Это было самое быстрое оформление полиса за последние 3 года.
На этот раз я внимательно смотрел, какие данные оператор сохраняет в базу полиса. Дома после этого попробовал опять оформить электронный полис с теми же данными — бесполезно, все то же самое.
upd
Швецов сообщил, что Банк России планирует скорректировать действующее законодательство. «Мы хотим обязать продавать полисы в дистанционном формате в безусловном порядке. Это будет не выбор страховой компании, а обязанность», — сказал чиновник.
Автор: persei