Мы в «ИТ-ГРАД» стараемся рассказывать в своем блоге на Хабре об облачных технологиях и ИТ-инфраструктуре. На прошлой неделе мы представили технико-экономическое обоснование для внедрения облачных технологий на уровне виртуальной инфраструктуры.
Вчера мы привели примеры того, как «облако» помогает работе бизнеса, а ранее мы говорили о том, как различные компании «переезжают» в облако. Сегодня нам бы хотелось продолжить эту тему.
Начать хочется с компании FRANMER, которая с самого начала избрала непростой путь развития. На сегодняшний день компания является лидером по продажам композитных бассейнов на территории России. Компания FRANMER начала работу в далеком 2004 году, когда облачные технологии находились на ранней стадии развития. В то время компании отдавали предпочтение покупке и поддержанию собственной инфраструктуры.
FRANMER не стала исключением, закупив собственное оборудование и программное обеспечение, компания организовала серверную и сформировала ИТ-отдел. Как это обычно бывает, с ростом компании, расширением ассортимента и спектра предлагаемых услуг возникла ситуация, когда потребовалось пересмотреть принципы построения имеющейся ИТ-инфраструктуры. Компании понадобилась высокая надежность и мобильность вкупе с высокой доступностью и адекватной стоимостью. Руководством компании было принято решение «лететь» в облака.
На сегодняшний день в IaaS-облако «ИТ-ГРАД» вынесена большая часть сервисов FRANMER, среди которых выделяются распределенная база 1С, содержащая информацию о товарах, заказах и клиентах, и виртуальный call-центр. Главным преимуществом облачного call-центра является то, что все входящие звонки обрабатываются цифровой АТС. Благодаря этому можно оперативно получить данные звонящего из базы 1С (имя, фамилию, отчество); в этом случае менеджеры FRANMER видят детали всех входящих звонков.
Поскольку FRANMER располагает большим количеством дилерских офисов в разных городах, всем сотрудникам компании необходим централизованный доступ к единой базе 1С. Данная функциональность и была реализована за счет переноса базы 1С в IaaS-облако «ИТ-ГРАД».
Если обратиться к статистике, то станет понятно, что сегодня компании все чаще смотрят в сторону «облаков»: начиная с 2014 года популярность облачных технологий возрастает на 44% ежегодно, а суммарная стоимость оборудования, которое заменит облачная инфраструктура к 2018 году, оценивается в $79,1 млрд.
При этом одни организации переводят ИТ-инфраструктуру в облако полностью, другие – лишь её часть. Сеть универсамов «АБК» пошла по второму пути, осуществив перенос в облако провайдера виртуальных серверов с системой ServiceDesk.
«Мы пришли к выводу, что система ServiceDesk является непрофильным активом для компании и целесообразнее с экономической и технической точки зрения вынести ее в облако, – комментирует Дмитрий Зотов, руководитель отдела системного администрирования «АБК». – В силу того, что обслуживать решение собственными силами на собственной площадке оказалось дороже, чем использовать ресурсы IaaS-провайдера, который на этом профилируется, перевели сервис на облачную площадку».
На данный момент базовая архитектура компании, которая включает Active Directory, почтовые и файловые сервисы и системы учета, работает «на месте» и контролируется ИТ-отделом компании. Однако в ближайшем будущем руководство «АБК» планирует перенести все эти сервисы в облако, в частности, в облако «ИТ-ГРАД».
Сеть универсамов «АБК» наглядно демонстрирует одну из стратегий перехода в облако: перенести один сервис «на пробу», а затем уже подтягивать остальные. Такой подход практикуют многие компании.
Например, ранее в этом году стало известно, что компания-гигант Netflix завершила перевод мощностей в облако и закрывает свой последний дата-центр. Поставщик фильмов перевел с локальных серверов платежную инфраструктуру, платформу больших данных, службы видеотрансляции, системы управления данными клиентов и сотрудников и многое другое.
Netflix – это популярный стриминговый сервис, который в часы пиковых нагрузок генерирует треть всего североамериканского интернет-трафика. Таким образом, получается, что Netflix – это крупнейшее облачное приложение. Переход в облако не оказался напрасным, более того, он был вынужденным. Согласно данным компании, количество пользователей сервиса увеличилось в восемь раз за последние 8 лет, а частота просмотров выросла чуть ли не в тысячу раз.
При такой нагрузке поддерживать собственную инфраструктуру и наращивать мощности собственных ЦОД с каждым годом становится все труднее. Облако же позволяет оперировать тысячами виртуальных серверов и петабайтами дискового пространства. Сегодня Netflix – это одна из крупнейших компаний, работающих с виртуальной инфраструктурой. Единственное, что Netflix решила не переводить в облако, – это сети доставки контента, разворачиваемые на стороне отдельных сервис-провайдеров.
Система доставки контента кеширует видео на сайтах провайдеров, что улучшает производительность стриминговых сервисов. Для этого Netflix устанавливает собственные серверы на стороне интернет-провайдера и контролирует сеть за пределами облачной экосистемы облака. Сейчас frontend-сервисы Netflix работают на веб-серверах Tomcat и nginx, количество которых варьируется от 500 до 1000 в зависимости от запросов клиентов. Также компанией используются серверы баз данных NoSQL Cassandra, высокая производительность которых обеспечивается за счет системы распределенного кэширования объектов.
На изображении выше показано, что переход на облачные технологии осуществлялся постепенно в течение нескольких лет. По словам вице-президента по разработке облачных решений Netflix Юрия Израилевского (Yury Izrailevsky), «переезд в облако оказался тяжелой работой».
«Покажусь банальным, но меня удивляют заявления о переносе всей инфраструктуры в облако за короткий срок. Ведь к ней относятся и традиционные системы десятилетней давности, а они вовсе не заточены под облако, – комментирует Юрий. – Перенос или развертывание таких приложений отнимает много сил и времени»
Но как это всегда бывает, после решения сложной задачи бывает полезно извлечь несколько уроков. Но еще полезнее извлекать уроки из чужого опыта, коим компания Netflix не преминула поделиться. Совет первый: не стоит спешить и разом переносить бизнес-критичные приложения. Сперва стоит провести анализ портфеля приложений и расставить приоритеты миграции. В этом случае не нужно ограничивать себя жесткими рамками, поскольку переход на облачные технологии может затянуться.
Совет второй: стоит помнить, что переезд в облако – это не просто перенос приложений. Нужно обязательно пересмотреть процессы и модель финансирования и не забывать про решения Agile, Lean и DevOps. Еще будет полезно использовать конфигурационные инструменты управления, такие как Puppet или Chef, и инструменты интеграции и развертывания Jenkins и Travis CI.
И, наконец, третий совет: помните, что, перемещая приложение в облако «как есть», вы тянете за ним существующие проблемы. Из-за этого вам в дальнейшем потребуется вносить изменения в архитектуру. Подумайте о движении в сторону микросервисов и использовании инструментов для эффективной работы с данными (например Redis, Memcached и MongoDB).
Переезд в облако не должен проходить спонтанно, особенно если речь идет о переносе сотен различных сервисов и тысяч компонентов. Здесь необходима стратегия поэтапной, плавной и безболезненной миграции. Спешка в этом вопросе – не помощник.
P.S. Наши другие материалы по теме:
- Технико-экономическое обоснование перехода на «облако»
- IaaS-кейсы: Как «облако» помогает работе бизнеса
- Руководство: Как посчитать выгоды от миграции в «облако»
- Проекты, «переехавшие» в облако: Опыт компании ИТ-ГРАД
- «Переезд» в облако: Возможность не только для ИТ-компаний
Автор: ИТ-ГРАД