Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…
Н. В. Гоголь
Мёртвые души
А ещё хорошо было бы, чтобы всякое восстановление можно было бы выполнять мгновенно.
Представим, что у нас вышел из строя сервер, унеся с собой 1 Терабайт полезной информации. Если мы будем восстанавливать его данные традиционными методами, то есть перекачивая их из резервной копии по сети, то при скорости восстановления, скажем, 8 Гигабайт в минуту, получим минимум два часа нервного ожидания, раздражённых звонков пользователей, а возможно, и упущенную из-за простоя прибыль.
Однако же, есть способы, которые позволяют восстановить данные в считанные минуты, а иногда и секунды. О них и пойдёт речь в статье.
Способ 1. Восстановить заранее
Сразу после создания резервной копии получим из неё виртуальную машину (мигрируем). В случае, если выходит из строя рабочий сервер, запускаем вместо него его виртуального близнеца.
Когда рабочий сервер починим, то зальём на него уже не резервную копию, а самые свежие данные из этого виртуального сервера. Такая технология называется ”Virtual Standby” и существует в продукте Arcserve UDP (и его предшественнике – Arcserve D2D) уже несколько лет. Виртуальные машины из резервных копий можно создавать в средах vSphere и Hyper-V.
Преимуществом такого метода является малое время восстановления, фактически – это время запуска виртуальной машины.
Недостатком является необходимость жертвовать местом на хранилище данных для виртуальных машин.
Типом этого шага будет “Virtual Standby”:
В качестве среды виртуализации вы можете использовать vSphere или Hyper-V.
В случае Hyper-V заполняем раздел “Virtualization Server” подобно приведённому ниже:
В случае vSphere – иначе:
Для виртуальной среды vSphere нам также нужно указать машину с установленным агентом Arcserve UDP, которая будет следить за доступностью сервера, который мы резервируем. Такого следящего агента назовём монитором.
В случае Hyper-V монитором является агент на хосте Hyper-V.
На закладке “Virtual Machine” определим, как имена серверов, которых мы резервируем, превратятся в имена виртуальных машин. Обычно добавляется префикс UDPVM_ (1).
Укажем, сколько снапшотов этой виртуальной машины нам нужно хранить (каждая новая резервная копия создаёт новый снапшот) (2). Остальные параметры задают количество процессоров, объём оперативной памяти и конфигурацию сети виртуальной машины.
При выборе среды виртуализации vSphere немного отличается часть экрана, где задаётся расположение файлов виртуальной машины и виртуальная сеть:
Наконец, на закладке “Advanced” можно указать, должен ли монитор запустить виртуальную машину, если он не сможет достучаться до резервируемого сервера в течение заданного интервала времени:
После завершения очередного резервного копирования запустится задание типа “Virtual Standby” по обновлению виртуальной машины:
Виртуальная машина вскоре станет видна в соответствующей виртуальной среде. Здесь:
Или здесь:
Способ 2. Примонтировать резервную копию
В ряде случаев достаточно не восстанавливать данные, а примонтировать резервную копию, как сетевой диск в режиме «только чтение».
При этом данные остаются лежать на сервере, хранящим резервные копии, и по сети передаётся только то, что мы явно оттуда прочитаем, например, отдельные файлы.
Монтирование диска производится моментально, хотя скорость чтения данных по сети, конечно, будет ниже, чем если бы мы читали эти файлы локально.
Агент предложит вам примонтировать свои собственные резервные копии. Если вас это не устраивает, нажимаете кнопку “Change”, чтобы увидеть резервные копии других серверов:
Выбираем интересующий нас сервер и нажимаем “OK”:
Затем выбираем дату (1) и время (2) интересующей нас резервной копии, а также интересующий нас диск сервера (3):
Наконец, выбираем букву, которая будет назначена диску:
Жмём “OK” и можно пользоваться диском Z:.
Способ 3. Непрерывное резервное копирование
Если отслеживать всё, что пишет на диск компьютер, то можно об этих изменениях уведомлять другой компьютер, чтобы тот мог эти изменения повторить на собственном диске.
Таким образом получаем два компьютера с одинаковыми данными на дисках. (Чтобы быть точным, данные второго компьютера отстают на время передачи по сети).
В случае, когда основной компьютер выходит из строя, резервный компьютер становится способен заменить его, обладая актуальными данными на диске.
Казалось бы, основным недостатком такой системы является необходимость дублирования всех серверов, при котором каждому рабочему серверу нужен ещё один резервный. Однако, резервными могут быть и виртуальные серверы. Причём, в случае с Windows-серверами, их резервные двойники остаются выключенными, пока на них копируются изменения, то есть представляют из себя просто .vmdk или .vhdx файлы, которые превратятся в работающие виртуальные машины только в момент, когда они реально понадобятся.
Огромным же преимуществом данной технологии является то, что потеря данных минимальна по сравнению с периодическим резервным копированием, когда мы можем, например, восстановить данные на вечер вчерашнего дня, но потеряли всё, что делали после этого. При непрерывном резервном копировании мы вернём данные на момент времени, непосредственно предшествующий выходу сервера из строя. Такая технология реализуется в модуле Arcserve Replication and High Availability, доступном как отдельный продукт, а также в виде компонента Arcserve UDP в редакции Premium Plus.
Подробное описание работы с Arcserve Raplication and High Availability требует отдельной статьи, которую мы вскоре опубликуем.
Способ 4. Запуск физических Linux-машин ещё на стадии восстановления
Восстановим сначала файлы, необходимые для запуска машины (загрузчик, ядро и т.д.). Добавим ещё один драйвер, который будет перехватывать обращение к диску. Всё. Перезагружаем машину.
Машина запустилась и задышала, однако же, она ещё не полностью восстановлена. Восстановлена лишь малая её часть, и восстановление продолжается.
Но вот, посмотрите, машине потребовалось обратиться к той части диска, которая ещё не восстановлена! Что же делать? Вот тут-то и начинает работать внедрённый нами драйвер. Он перехватывает операцию чтения с диска и восстанавливает именно запрошенный блок данных, изменяя стандартную последовательность восстановления блоков.
Да, работа машины всякий раз будет притормаживаться в моменты, когда запрашиваемый блок данных ещё не восстановлен. Да, машина будет работать медленнее, чем обычно, пока полностью не восстановится.
Но она заработала уже тогда, когда мы залили на неё первые сотни Мегабайт. Пару минут – и сервер ожил! В некоторых случаях время восстановления первостепенно.
Способ 5. Мгновенное восстановление в образе виртуальной машины
Мы уже видели (в разделе 2), как можно увидеть диски машины, реально их не восстанавливая. А нельзя ли эти диски сделать загрузочными и машину с них запустить? Оказывается, можно. Такая технология появилась в Arcserve UDP версии 6.0 и получила название Instant VM (Мгновенная виртуальная машина).
Именно виртуальная машина (в среде vSphere или Hyper-V) способна загрузиться с диска, который на самом деле диском не является. Так, в среде vSphere к гипервизору монтируется по NFS сетевое хранилище данных, на котором обнаруживаются файлы виртуальной машины, в том числе .vmdk, представляющий из себя образ диска. В реальности этот файл получается на лету преобразованием из данных резервной копии.
На Hyper-V-хосте никакое сетевое хранилище не монтируется, просто на его локальном диске появляется .vhdx-файл, который также не является обычным файлом, а преобразуется на лету из резервной копии.
Преимуществом такого способа является возможность превратить резервную копию в виртуальную машину почти мгновенно, не жертвуя дорогостоящей дисковой памятью для виртуальных машин и не тратя вычислительные ресурсы на предварительную миграцию.
Сделаю особый акцент на том, что технология подходит для восстановления как физических, так и виртуальных серверов.
К недостаткам можно отнести более медленную скорость работы виртуальной машины, расположенной на диске, подключаемом по сети и получающимся на лету из резервной копии. Однако, возможность мгновенного восстановления без дополнительных затрат ресурсов перевешивает всё.
Если виртуальную машину, заменяющую вышедший из строя сервер, планируется использовать длительное время, можно перенести её на реальное скоростное хранилище средствами гипервизора.
Выберем интересующую нас резервную копию, например, последнюю:
Указываем, в какой виртуальной среде мы будем разворачивать копию сервера.
Это может быть vSphere:
Или же это может быть Hyper-V:
В случае с vSphere мы должны назначить машину, которая будет преобразовывать на лету резервную копию в образ диска виртуальной машины. Вполне резонно выбрать в качестве такой машины сервер, где эта резервная копия хранится:
На следующем экране нужно, прежде всего, указать, в каком каталоге будут формироваться файлы виртуальной машины. Также там можно задать количество процессоров, объём оперативной памяти и конфигурацию сети виртуальной машины.
Теперь жмём кнопку “Finish” и ждём волшебного появления виртуальной машины. Если мы выбрали немедленный запуск (Boot Now), то машина вскоре запустится.
Hyper-V:
vSphere:
В среде vSphere мы увидим, что появилось ещё одно хранилище, примонтированное по NFS:
Интересно, что файл жёсткого диска виртуальной машины может быть весьма увесистым, но почти ничего не занимать на диске:
Для vSphere:
Для Hyper-V:
Полученные таким образом виртуальные машины видны из консоли Arcserve UDP в разделе “resources->Infrastructure->Instant Virtual Machines”
Если эти машины планируется использовать длительное время, можно перенести их на реальные хранилища средствами гипервизора.
***
Arcserve UDP – современное средство, которое позволяет эффективно организовать резервное копирование и восстановление данных, используя самые передовые технологии. Благодаря Arcserve UDP вы сможете в рамках своего бюджета достичь заданных целей:
- времени восстановления данных
- глубины истории хранения резервных копий
- соблюдения ограничений объёма для хранения резервных копий
- соблюдения ограничений объёма сетевого трафика и окон резервного копирования
- резервного копирования в распределённой среде (центральный офис и филиалы)
Для желающих самим попробовать продукт Arcserve UDP ниже приведена ссылка для скачивания (требует заполнения формы):
arcserve.com/free-backup-software-trial/?src=RU/AR//MMitroshin
Больше информации о продуктах Arcserve на русском языке вы всегда можете найти на сайте arcserve.com/ru
Автор: Arcserve