Мобильность, «Интернет вещей», «Большие данные» и облачные вычисления переформатируют ИТ-бизнесы, превращая их в платформы «ИТ как услуга».
Рональд Райт Рафенспергер (Ronald Wright Raffensperger), руководитель технического отдела, Data Center Solutions, IT Product Line, Huawei Technologies, Inc.
Управление ИТ-организацией — это сложное балансирование между приоритетами и срочностью. Построить надёжную, отвечающую сегодняшним нуждам инфраструктуру, одновременно пытаясь предугадать будущие потребности, — дело непростое. Но сбои и неисправности, неизбежно возникающие из-за аппаратных и программных проблем, делают управление ИТ задачей уже совсем не для слабонервных.
За последние несколько лет большинство организаций, стремясь повысить эффективность своей вычислительной инфраструктуры, перешли на использование виртуализации. Этот первый шаг сближает ИТ-инфраструктуру с облачными системами и существенно снижает затраты на поддержание ИТ. К сожалению, сам по себе переход к виртуализации — это лишь начало долгого пути; при этом ещё остаётся нерешённой проблема быстрого масштабирования или сокращения производительности платформы при изменениях рабочей нагрузки приложений. Кроме того, предприятиям необходима возможность предоставлять пользователям, в том числе не являющимся ИТ-специалистами, собственные облачные вычислительные среды.
Использование ITaaS
Эти функциональные возможности получили групповое наименование «ИТ как услуга» (ITaaS, IT-as-a-Service). С их помощью компании могут выиграть в производительности и сократить время выхода на рынок, используя публичные облака, такие как Amazon Web Services (AWS), но сохраняя при этом контроль над критичными информационными активами. Используя концепцию ITaaS, организации также могут оптимизировать свои дата-центры, обеспечивающие поддержку внутренних услуг, благодаря собственным облачным ресурсам, либо через внешнего облачного провайдера, либо применяя комбинированные варианты.
Таким образом, для реализации модели ITaaS организации необходимо решить следующие вопросы:
- Приложения. Чтобы воспользоваться преимуществами автоматического масштабирования, необходимо модифицировать большинство прикладных служб. Для каких из них эффект применения данной технологии действительно окажется положительным и какова при этом будет окупаемость инвестиций (ROI)?
- Безопасность. Если группы смогут самостоятельно создавать виртуализированные ресурсы и использовать их без контроля со стороны ИТ-служб, будет ли гарантирована безопасность существующих и будущих рабочих сред?
- Ёмкость совместно используемых ресурсов. Как правило, сети и устройства хранения данных являются общими ресурсами, и в этом смысле модель ITaaS не исключение. Можно ли будет гарантировать доступность и ёмкость этих общих ресурсов при независимом внедрении новых приложений?
- Управление. Многие из существующих систем управления ИТ неспособны предоставлять ключевую информацию, необходимую для эффективного мониторинга и управления виртуальными средами, в том числе сведения о ёмкости и степени использования всех общих ресурсов.
Тех, кто сумел реализовать все эти возможности и ввести ITaaS в эксплуатацию, можно поздравить. Но стоит ли на этом успокаиваться? Гарантировано ли светлое будущее, в котором будут удовлетворяться все вновь возникающие требования вашего бизнеса?
К сожалению, ответ, скорее всего, будет отрицательным, и причина этого — в быстром разрастании требований к ИТ в самых разных направлениях. Несколько исследовательских компаний проанализировали основные тенденции и факторы, влияющие на сферу ИТ. Если не считать незначительных расхождений, то в основном их выводы совпадают: это мобильность, «Интернет вещей» (IoT; Internet of Things), «Большие данные» и облачные вычисления. Чтобы выжить и преуспеть в меняющемся под воздействием этих рыночных факторов мире ИТ, организациям необходимо выполнить базовые требования по работе с данными и обеспечению гибкости. При этом если обычные бизнес-данные просто накапливаются по мере роста и развития организаций, то порождаемые мобильными решениями и «Интернетом вещей» данные принимают новые формы и потенциально способны «взорвать» существующую инфраструктуру, поскольку на порядок увеличивают объёмы информации, с которой компаниям приходится работать. В частности, данные, генерируемые «Интернетом вещей», будут принципиально отличаться от привычного и удобного большинству компаний формата, в результате чего многие из существующих стратегий и платформ окажутся бессильными для их эффективной обработки.
Адаптация к мобильности
Проблема гибкости является более сложной, поскольку требует адаптации ИТ-инфраструктуры к работе с облачными вычислениями и «Большими данными», а также мобильными устройствами и «Интернетом вещей». Осознание предприятиями всего масштаба влияния мобильности изменяет их базовые представления о роли ИТ в обеспечении их деятельности. В частности, мобильность имеет следующий уникальный набор требований и особенностей:
- Непредсказуемость. Для мобильной среды характерны совершенно новые режимы использования даже таких относительно привычных приложений, как ввод заказов и запрос информации о клиенте. Традиционные представления о часах пик здесь не действуют: интенсивность использования оказывается крайне неравномерной, с пяти- и даже десятикратными колебаниями за короткие периоды времени.
- Доступность. Пользователи — от клиентов и партнёров до сотрудников — применяют мобильные средства как во время работы, так и в нерабочее время, быстро входя в зависимость от их возможности быть «всегда на связи».
- Управление изменениями. Для традиционных приложений характерны стабильные, относительно длинные циклы разработки, зависящие от изменений внутренних процессов и требований. В отличие от них мобильные приложения часто меняются под воздействием внешних факторов, начиная с изменений, необходимых для совместимости с новыми версиями мобильных ОС и заканчивая изменениями, требуемыми для взаимодействия одних мобильных приложений с другими. Эти задачи не поддаются долгосрочному планированию, поэтому их приходится выполнять в сроки, не зависящие от служб ИТ.
- Ожидания пользователей. Пользователи мобильных приложений привыкли к быстрым изменениям и стремительному развитию функциональности. Отслеживание поведения пользователей, тестирование различных способов взаимодействия с ними и успешного предоставления им модернизированных функций указывает на необходимость новых парадигм разработки, тестирования и развёртывания.
Видя влияние этих факторов, мы начинаем понимать требования к облачным вычислениям и «Большим данным». Без облака было бы невозможно реализовать приложения, обеспечивающие доступность, масштабируемость и гибкость, необходимые для мобильных приложений. А без технологии обработки «Больших данных» невозможно воспользоваться всей доступной информацией и успешно применять результаты её анализа для улучшения работы предприятия.
Будущее информационных технологий
Теперь давайте внимательнее рассмотрим вытекающие из вышесказанного требования к будущим ИТ-приложениям. Во-первых, они должны рассматриваться и предоставляться, прежде всего, как мобильные. Это означает, что их функциональные возможности следует оценивать с точки зрения пользователя устройства с ограниченным размером экрана и ограниченной пропускной способностью. Дизайнеры интерфейсов таких приложений должны тщательно структурировать средства взаимодействия с пользователем, чтобы обеспечить простоту реализации веб-приложений и ещё больше сократить трудоёмкость разработки. Истинность этого утверждения недавно подтвердила компания Google, которая решила приоритезировать результаты поиска для мобильных устройств в зависимости от наличия или отсутствия у веб-сайта мобильной версии.
Второе требование заключается в необходимости изменения сложившихся представлений о структуре приложений. Чтобы использовать преимущества облачных архитектур и удовлетворить требования мобильных систем к длительности цикла разработки, нужно отказаться от принципа создания приложений, рассчитанных на высоконадёжную инфраструктуру и подразделение программного обеспечения на «основное» и «аварийный резерв» (primary/fail-over). Необходимо заранее подготовиться к тому, что архитектура приложений, как и лежащая в её основе инфраструктура, будет подвергаться сбоям и отказам, а затем корректно эти отказы преодолевать. Этот переход от «надёжности» к «отказоустойчивости» даст значительные результаты, в том числе — что немаловажно — позволит сократить длительность цикла разработки, поскольку наилучший способ сделать приложения отказоустойчивыми — изменить их структуру с монолитной на фрагментированную. В мире облачных услуг такую фрагментацию часто называют «построением приложений с использованием микросервисов».
Эти концептуальные изменения распространяются и на определение законченности приложения. Из-за необходимости быстро реагировать на потребности рынка приложения могут никогда не быть завершены полностью, в результате чего ИТ-организациям придётся работать в режиме «вечной бета-версии». Это не только создаёт сложности для разрабатывающих, тестирующих и эксплуатирующих компаний, но и чревато потенциальными проблемами из-за неоправдывающихся ожиданий за пределами ИТ-организаций.
Чтобы успешно работать в режиме «вечной бета-версии», предприятиям рекомендуется взять на вооружение более гибкие DevOps-протоколы для инжиниринга разработки приложений. Это потребует переосмысления взаимоотношений между группами разработки и эксплуатации ИТ-отдела, а также с внутренними и внешними пользователями. Потребуется освоить новые инструменты, разрушающие взгляды на традиционную ИТ-среду, поскольку работа с открытым программным обеспечением требует нового подхода к приобретению и поддержке средств разработки, тестирования и эксплуатации.
Инструменты разработки с открытым исходным кодом
Решение использовать программные инструменты с открытым исходным кодом для разработки и поддержки бизнес-приложений является серьёзным шагом. Как правило, ИТ-организации ориентируются на партнёров, имеющих большой опыт компоновки и поддержки сред с открытым исходным кодом в формах, соответствующих их бизнес-целям. В большинстве случаев эти организации также должны быть глубоко заинтересованы в долгосрочном успехе проектов с использованием открытого ПО и подкреплять это участием в разработке самих инструментов. Выбор подходящей технологии варьируется в зависимости от потребностей и зрелости каждой ИТ-организации.
Таблица. Основное ПО с открытым исходным кодом для ИТ
Не дайте новым игрокам разрушить ваш бизнес
Справиться с будущими изменениями в ИТ непросто: каждая ИТ-организация должна осознать, что для адаптации к неумолимому влиянию мобильности, «Интернета вещей», «Больших данных» и облачных вычислений необходимо наращивать свою компетенцию и менять привычную философию.
Вы можете не сомневаться, что ваши конкуренты — в том числе стартапы и другие нетрадиционные игроки — будут искать возможности вырваться вперёд и разрушить тем самым бизнес традиционных игроков. Адаптируйтесь или погибайте! Смело взгляните будущему в лицо — перестройка ИТ-платформы для адаптации к облачным технологиям позволит вам улучшить своё положение.
Автор: Huawei