EDA – event driven architecture или событийно-ориентированная архитектура. Довольно известный подход к проектированию веб-приложений, который сильно облегчает разработку, когда связанные компоненты находятся на разных ветвях иерархии, делая их связь более прозрачной.
К слову о компонентах. Angular лишь недавно обзавелся своими настоящими компонентами, но реализация данного подхода была возможна и ранее, при помощи простых и вложенных директив.
Про EDA
Как нам говорит википедия, событие в EDA можно определить как «существенное изменение состояния». Известно, что компоненты в большинстве Фреймворков, находящиеся в прямом родстве, спокойно могут наследовать и передавать состояние, определяющее их поведение. Тем более с этим не возникает проблем у Angular, который реализует всеми нелюбимый two-way binding. Но все посылы команды разработчиков говорят о том, что это не хорошо и нужно привыкать к мысли, что компоненты — это чистые функции и возвращение состояния от дочерних компонентов оправдано лишь в крайних случаях.
Про Angular
Я некоторое время занимаюсь разработкой на Angular и использование EDA подхода сильно помогает в создании приложений. Ниже я бы хотел поделиться простой реализацией основных возможностей, описанной выше архитектуры, на примере Angular 1.x
Как обычно, все начинается с разработки сервиса, который определяет некоторые возможности. В нашем случае – генерирование и отлов событий.
Листинг нашего сервиса.
'use strict';
function EventService($rootScope) {
/* ----- api нашего сервиса ------*/
this.on = on;
this.broadcast = invoke;
/* ----- функции для внутреннего использования --------*/
function _on(scope, event, func) {
/* ------- создание watcher для scope необходимого компонента ------*/
var off = scope.$on(event, func);
/* -------- подчищаем за собой -------*/
scope.$on("$destroy", off);
};
function _broadcast(event, params) {
if (!params) params = [];
params = angular.copy(params);
/*------ каррируем исходные параметры ------*/
params = [event].concat(params);
$rootScope.$broadcast.apply($rootScope, params);
};
/* ------- используя замыкания, создаем методы генерирования и отлова событий -------*/
function on(handler) {
return function(scope, func) {
_on(scope, handler, func);
};
};
function invoke(handler) {
return function() {
_broadcast(handler, arguments);
};
};
};
EventService.$inject = ['$rootScope'];
Некоторые высказываются, что Angular не приспособлен для реализации подобного рода вещей, мол циклы дайджеста съедают все рабочее время и если необходимо реализовать большое количество возможных событий, то количество watchers, которое понадобится для этого, будет избыточным. Но это все в прошлом и начиная с версии 1.4.х магическое число 2000 давно перевалило за 100к.
Далее, имея такой сервис, можно легко создавать собственный event-manager для отдельно взятого компонента либо группы компонентов.
'use strict';
function EventManager(EventService, EVENTS) {
/* ----- набор событий определенного компонента -----*/
var handlers = {
onScroll: EVENTS.scroll
};
/* ------ установка генератора и листенера событий ------*/
this.onScroll = EventService.on(handlers.onScroll);
this.scroll = EventService.broadcast(handlers.onScroll);
};
/* ------ централизованное или распределенное хранение событий -------*/
EventManager.$inject = ['EventService', 'EVENTS'];
И собственно примеры использования данного event-manager'a
'use strict';
function ComponentOne(EventManager) {
/*----- some code before -----*/
EventManager.scroll();
/*----- some code after -----*/
};
ComponentOne.$inject = ['EventManager'];
function ComponentTwo($scope, EventManager) {
/*----- some code before -----*/
EventManager.onScroll($scope, cb);
function cb(event, params) {
/* ---- some code -----*/
};
/*----- some code after -----*/
};
ComponentTwo.$inject = ['$scope', 'EventManager'];
Лично для меня, достоинства такого подхода заключаются в сохранении модульности приложения. Всегда можно отследить, что вызывается жестко привязанным, а что отдано на работу событий. Причем использование менеджеров для разных компонентов повышает удобочитаемость кода, что способствует более быстрой отладке.
Спасибо за внимание.
Автор: Werawoolf