Коллекционерам спичечных этикеток хорошо известно начало фразы, вынесенной в заголовок этой публикации. Это предупреждение в разных видах часто наносилось на этикетки маленьких коробочек во времена СССР. Можно возмущенно спросить: «А причем здесь, «Здоровье Гика» и тот же Минздрав?». – Отвечу: «Так, сначала же рассказывают присказку, а сказка будет впереди…»
Причиной пожара, который разорил один из частных домов в Сан Леандро, штат Калифорния в субботу стал подключенный на зарядку «ховерборд»…
Комиссия США по безопасности потребительских продуктов объявила 20 января о начале расследования безопасности этой популярной игрушки, связанной, по меньшей мере, с 40 пожарами в 19 Штатах страны. «Амазон» предлагает возврат денег всем, кто купили ховерборды на его сайте.
Считается, что вина лежит на литий-ионных аккумуляторных батареях, установленных внутри изделия.
Этот снимок, размещенный в Twitter пожарными Аламеда Каунти, показывает один из ховербордов, которые обвиняют в серии пожаров в США.
Тем, кто не признал это изделие на фото, поясним, что ховерборды, которые были одними из самых популярных подарков в Рождество 2014 г, представляют собой двухколесный, аккумуляторный скутер.
Такой ховерборд позволяет райдерам достичь скорости16 км/час.
Однако, не одни ховерборды, а миллионы устройств, от ноутбуков до телефонов и е-сигарет, оснащены подобными батареями. Лучшие образцы устройств, использующих такие аккумуляторы, имеют специальные датчики, предотвращающие батареи от перегрева и перегрузки, что уменьшает вероятность их возгорания. Однако, большинство «не брендовых» товаров, не имеют таких систем безопасности.
Леон Ливермор из королевского Института торговых стандартов Великобритании, сказал: «Безответственные производители часто используют высокий спрос и пытаются наводнить рынок дешевой и опасной продукцией. А покупатели не должны оставлять такого рода приборы без присмотра во время зарядки».
Вот только, что делать с ноутбуками и пылесосами-роботами, которые остаются в наших домах, пока мы на работе? Не брать же их с собой?
Аэронавигационная комиссия международной организаций гражданской авиации (ИКАО) предложила снять этот запрет, если будет разработана новая упаковка, которая обеспечит приемлемый уровень безопасности. Однако, окончательное решение требует одобрения со стороны руководства ИКАО. Планируется, что Высший Совет ИКАО рассмотрит этот вопрос в конце февраля.
Около 5,4 млрд. штук литий-ионных батарей были изготовлены по всему миру только в 2014 году. Большинство из них перевозятся на грузовых судах, но примерно 30% перевозятся с использованием авиации.
На этом снимке вы видите кадр видео, предоставленного Федеральной Авиационной Администрацией США (FAA) демонстрирующего тест, выполненный в апреле 2015 года ее техническим центром в Атлантик-Сити.
Технический центр имитировал возгорание грузового контейнера с 5000 перезаряжаемых литий-ионных аккумуляторов (фото АP/FAA). Тесты FAA показывают, что один поврежденный или дефектный аккумулятор может привести к неконтролируемому повышению температуры, которое может распространиться на весь груз. В тестах FAA перегретые батареи стали источником взрывоопасных газов, которые оказались способны взорвать двери грузового контейнера и разрушить грузовые отсеки самолета.
Предлагаемый запрет не будет действовать на грузовые самолеты, несмотря на усилия Международной федерации ассоциаций пилотов авиационных линий. Эксперты по вопросам безопасности считают, по крайней мере, три грузовых самолета были уничтожены возгоранием литиевых батарей с 2006 года. В этих авариях погибли четыре пилота. В марте прошлого года, организация, представляющая производителей самолетов (в том числе «Boeing» и «Airbus») сообщила ИКАО, что лайнеры не способны выдерживать воспламенение литиевых батарей и продолжает считать, что груз таких батарей — это «неприемлемый риск».
Шесть месяцев спустя в США было принято решение поддержать запрет. Но производители батарей, торговые компании и Международная Ассоциация Воздушного Транспорта решительно сопротивляются. Они говорят, что риск несет лишь продукция «теневых» производителей, в основном китайских.
В конце октября 2015 группа ИКАО по перевозке опасных грузов 11 голосами против 7 проголосовала против запрета. США, Россия, Бразилия, Китай и Испания, а также организации, представляющие пилотов и производителей самолетов, проголосовали за него. Нидерланды, Канада, Франция, Германия, Австралия, Италия, ОАЭ, Южная Корея, Япония и Соединенное Королевство, а также торговая группа авиакомпаний, проголосовали против.
Но, по крайней мере, 20 авиакомпаний, которые летают на международных линиях, добровольно решили больше не принимать грузы с такими батареями.
FAA рекомендует напоминать пассажирам авиакомпаний, что они будут подвергнуты штрафу, если этот запрет будет нарушен. Управление также обратилось к авиакомпаниям, требуя предоставления летными экипажами и наземным персоналом отчетов обо всех пожарах, взрывах и инцидентах, связанных с обугливанием, оплавлением или задымлением, вызванным батареями или устройствами с батарейным питанием. Оповещение безопасности FAA пришло через день после того, как рейс «Аляска Эрлайн» совершил аварийную посадку из-за того, что задымился кард-ридер, в котором оплавились батареи. Никто из 184 пассажиров и пяти членов экипажа не пострадал, а дым был потушен огнетушителем.
Мужчина получил ужасающие ожоги после того, как запасной аккумулятор электронной сигареты взорвался в кармане его брюк.
Дэвид Йео, 35 лет, находился дома с любимой девушкой, когда запасная батарея, в его кармане внезапно загорелась.
Дэвид Йео получил ожог третьей степени на правой ноге и травмы обеих рук
Теперь он предупреждает тысячи других пользователей электронных сигарет, чтобы они были очень осторожными. Он сказал: «Произошел сильный взрыв, и языки пламени прямо выстрелили из кармана. Это выглядело как фейерверк «Римская свеча». Мне удалось сорвать с себя джинсы, но к тому времени было уже слишком поздно. Мне очень повезло, что моя подруга была рядом. Она сбивала пламя, пока я пытался снять джинсы».
Том Pruen, главный научный сотрудник Торговой Ассоциации Электронной промышленности, предостерег от хранения батарей электронных сигарет рядом с металлическими предметами, такими как ключи и монеты. Он сказал: «Карманная мелочь может замкнуть электрическую цепь между клеммами батареи, создав короткое замыкание, ведущее к перегреву и даже к пожару. Это касается не только аккумуляторов электронных сигарет, но и всех аккумуляторов с открытыми контактами. В электронных сигаретах клеммы батарей закрыты, так что эта проблема касается только запасных аккумуляторов».
А вот, наконец, и сказочка, связанная с Минздравом…
Родители малыша вызвали скорую, когда у дочери началась рвота кровью и она посинела. Малышка была срочно доставлена в больницу, ей сразу сделали операцию, но она скончалась. Ее прооперировали, но врачи не могли остановить кровотечение. Батарейка прожгла пищевод и сонную артерию.
Родители не знают, как малыш проглотил аккумулятор. Врачи считают, что маленькая девочка проглотила ее еще за шесть дней ее смерти.
Эксперты говорят, что батареи часто проходят через пищевод и кишечник, не причиняя вреда. Смертельные случаи происходят, когда батарея застревает и выделяет щелочную субстанцию.
По данным National Capital Poison Center с 2004 по 2014г в США зарегистрировано 11 940 случаев, когда дети глотали батарейки, в 15 случаях дети умерли. Имеется несколько сообщений о смерти детей в Британии и Австралии. Имеются также сообщения о батарейках, проглоченных пожилыми людьми, которые перепутали их с их таблетками.
Новые случаи смертей и серьезнейших травм у детей, проглотивших миниатюрные батарейки-таблетки, привели британских врачей к запуску в преддверии Рождества 2015 г (еще одной) пропагандистской кампании. Эта кампания включала в себя не только шокирующие фотографии, но и видео миниатюрной батарейки, которая прожигает начинку хот-дога, в ходе эксперимента, демонстрирующего, что может произойти в пищеводе ребенка. Батарейки обычно встречаются в игрушках и гаджетах (в пультах дистанционного управления автомобилей, ТВ-пультах, музыкальных поздравительных открытках, говорящих куклах и др.).
Цель кампании – исключить смертность и травматизм от тысяч потенциально смертельных литиевых батарей, имеющихся внутри множества игрушек, которые детям дарят под Новый год.
Эксперты вставили батарейку в кусочки мяса, чтобы продемонстрировать ее вероятное воздействие на человеческую плоть. На фото показаны результаты таких экспериментов.
По истечении двух часов, небольшой аккумулятор оставил обугленные следы на колбасе. Демонстрационное видео показывает, что всего за три часа после того, как одну таких батареек вставили в сосиску хот-дога, она полностью прожгла сосиску. Это наглядно показывает: то же самое может произойти и с человеческой плотью.
При попадании в организм, литиевые батареи могут вызывать химическую реакцию со слюной, с выделением щелочи, которая может прожечь стенки пищевода и другие органы.
Вот описание одного из таких случаев.
Мать Николя Shoesmith первой заметила неладное, когда у Элли началась рвота однажды вечером в мае 2014 г. Но, когда Николя привезла 18-месячную Элли к лечащему врачу, он сказал, что это просто изжога, и отказался отправить ее на рентген.
Элли продолжала плакать, при кормлении. Николя обращалась к врачу каждые 2 – 3 дня в течение трех недель с просьбой сделать дочке рентген, пока, наконец, он решил направить Элли в больницу. Оказалось, что Элли срочно нуждалась в операции. У нее были ужасающие ожоги внутренних органов. После операции ее матери сказали, что она все еще находится в зоне риска фатального кровотечения и придется выдержать целую серию изнурительных операций, чтобы попытаться исправить повреждения.
Ужас Николя усугублялся недоумением: повреждения были вызваны чем-то совершенно неожиданным и, казалось бы, безобидным — плоской миниатюрной батарейкой, которую Элли проглотила, очевидно, думая, что это вкусно.
«Это был кошмар» — говорит Николя. «Элли была, наконец, выписана из больницы в январе, спустя восемь месяцев после извлечения батарейки. Я очень боялась, что Элли умрет. Я и понятия не имела, что проглотив батарейку можно причинить столько вреда».
Элли потребовалась серия операций под общим наркозом, чтобы увеличить ширину ее пищевода. Она перенесла еще одну операцию в детской больнице Манчестера, две недели спустя после того, как батарея была удалена, и четыре операции в течение следующих пяти месяцев.
Только к сентябрю, пищевод Элли восстановился достаточно, чтобы начать есть твердую пищу. «Мой врач сказала, что если бы батарея застряла чуть выше и ближе к артерии она бы умерла», — говорит Николя.
Когда батарея застревает, она вступает в контакт со слизистой пищевода, и ее электрический ток вызывает выделение гидроксида натрия (каустической соды), что вызывает ужасные ожоги. Даже после того, как батарею удаляют, действие щелочи продолжается еще некоторое время. Один ребенок, который засунул батарейку-таблетку в ноздрю носа навсегда остался с поврежденной перегородкой. Она попросту сгорела, несмотря на то, что батарейку извлекли спустя всего несколько часов.
Как уберечься и что делать, если произойдет худшее:
1. Не разрешайте детям брать устройства с батарейками-таблетками, если их батарейные отсеки не защищены. Запирайте запасные батарейки.
2. Отвезите ребенка в больницу: если ребенок проглотил батарейку или она застряла в его носу или ухе.
3. Не давайте им съесть или выпить что-нибудь.
4. Важно добраться до больницы как можно скорее. Чем быстрее аккумулятор может быть удален, тем меньше вероятность необратимого повреждения.
5. Поделитесь этой информацией: родители должны знать, что делать, если худшее произойдет.
Хотя новые аккумуляторы являются более токсичными, даже те, что перестали работать опасны. Нужно хранить и утилизировать их очень внимательно.
Еще в декабре 2014г правительственный департамент здравоохранения Великобритании разослал специальное информационное письмо, для распространения в яслях, детских садах и школах:
„Дети в возрасте до шести лет подвергаются наибольшему риску, но тяжелая травма может произойти в любой возрастной группе. Наиболее серьезные случаи связаны с новым литиевыми батареями размером около 20 мм. Они могут застрять в горле, где батарея может причинять огромный вред в течение всего лишь двух часов. Симптомы проглатывания батареи включают тошноту, лихорадку и кашель. Но, родители должны быть в курсе, что может не быть никаких симптомов вначале или, что симптомы могут быть похожи на другие заболевания, например, кашель или отказ от обычной еды и питья. Крайне важно, добраться до больницы как можно скорее».
В связи с этим, пару слов о Минздраве. Для многих стало неожиданностью, что Россия (вдруг) почувствовала «экономическое давление» неэффективности своей системы здравоохранения – именно с этим связывают последние реформы, всколыхнувшие и медиков и общественность. Российской системе здравоохранения не хватает средств, и реформаторы решили сократить врачей. Москва («финансовый перекресток России») даже выделила сокращаемым работникам дополнительные (не предусмотренные законом) компенсации. Однако, многие специалисты, в число которых входит и известный врач (главврач горбольницы № 71 города Москвы) А.В.Мясников, говорят о том, что логичнее было начать не с реформы системы здравоохранения, а с реформы российской медицины.
Важнее, чтобы появились стандарты медицинского образования, стандарты диагностики, стандарты и «стоп-листы» на каждый вид оперативного вмешательства. Даже такие страны, как Бразилия («где очень много обезьян») и Мексика, к которым россияне традиционно относятся несколько снисходительно, имеют такие стандарты. А в России их нет. В самом деле, нельзя же, чтобы, по-прежнему, три разных врача могли поставить три разных диагноза и назначить три разных варианта лечения. Нельзя, чтобы в России (из коммерческих соображений или по неведению) оперировали то, что уже давно не оперируют «на западе». Врачи обязаны постоянно учиться, а для этого нужно знать языки. Так же, как и «на западе» врачи должны подтверждать наличие необходимой квалификации ежеквартально сдавая тесты, а раз в 3 года – сдавать (неформальные) экзамены. Наконец, медицина должна, стать медициной профилактической.
С конца 20 века во всех развитых странах на первый план вышли неинфекционные заболевания. В принятом ВОЗ (кстати, в Москве) «Глобальном плане действий по контролю и профилактике неинфекционных заболеваний на 2013-2020 гг» указано: «Цена бездействия значительно превышает стоимость действий… Экономическое воздействие неинфекционных заболеваний в странах с низким и средним уровнем доходов эквивалентно их текущему валовому внутреннему продукту…Продолжение непринятия мер ведет к эскалации затрат на здравоохранение…».
Далее, в «Глобальном плане…» указан единственно возможный вариант решения проблемы: «Цель №1 — повысить приоритет профилактики заболеваний». Но, извините, о какой профилактике может идти речь, если россиянам никто не рассказывает (в отличие от маркетологов — правдиво и внятно) даже о причинах массовых (социально-значимых) болезней, которых вполне можно избежать? Можем ли мы с вами представить, что Минздрав РФ (пожалуйста, простите меня за кощунство слов, которые прозвучит далее) из-за нескольких детских жизней напишет и разошлет специальное информационное письмо с предупреждением родителям, воспитателям и врачам?
Еще в начале 2015 г (сразу после публикации в “Daily Mail” информации о случае Николя и Элли) мы опубликовали эту информацию в своем сообществе о здоровье «Вконтакте» и попытались разместить ее в других сообществах, якобы, ориентированных на обеспечение здоровье детей. В результате, нас поместили в «черные списки» этих сообществ, а ссылки на “Daily Mail” моментально удалили. Как говорится: «Не достучались!». Но, и год спустя мы видим, что батарейки продолжают убивать детей по всему миру (хотелось бы думать иначе, но вряд ли в России этого не происходит). Было бы хорошо, если бы россиянам об этом сообщил наш Минздрав. Не правда ли? А получается, что нужно действовать почти по девизу воздушно-десантных войск: «Если не мы, то кто?»
Автор: VladNik