Частный инвестор Аркадий Морейнис рассказал на своей странице в Facebook об основных минусах онлайн-торговли по сравнению с традиционным ритейлом. По его мнению, интернет-магазины больше тратят на маркетинг, чем оффлайновые точки продаж, не занимающиеся дополнительной рекламой. Также игроки рынка e-commerce тратят дополнительные деньги на доставку товара — в крупных городах она бесплатна для покупателей. Еще одним минусом онлайн-ритела является низкая импульсивнность покупок. К примеру средняя конверсия из посетителя в покупателя в оффлайновом магазине бижутерии и аксессуаров составляет 15−25%, в интернет-магазине — 0,5−1,5%.
В одном из предыдущих моих постов в комментах спрашивали: «а за что реальные розничные пацаны могут не любить екоммерс?» Вообще говоря, есть за что.
Три ножа в спину екоммерса
1. Высокая стоимость привлечения покупателя
Давайте считать по-простому. Возьмем рекламный бюджет интернет-магазина и разделим на количество покупателей. А теперь возьмем стоимость аренды оффлайнового магазина, не занимающегося дополнительной рекламой, но торгующего аналогичными товарами, и разделим на количество его покупателей. В большинстве случаев цена вопроса в случае оффлайнового магазина окажется ниже.
2. Дорогая логистика
Много больших интернет-магазинов работает в минус, но в погоне за мифической долей рынка, они приучили людей к бесплатной доставке. Если вычесть себестоимость доставки из маржи магазина, то на большинстве товаров он уйдет в минус. Какую маржу надо иметь, например, на товаре стоимостью полторы тысячи рублей, чтобы покрывать стоимость рекламы, бесплатной доставки и других накладных расходов?
3. Низкая импульсивность покупок
Теория говорит о том, что 9 из 10 покупок мы делаем импульсивно — покупаем то, что мы пощупали и нам понравилось, покупаем именно там, где мы это увидели. Средняя конверсия из посетителя в покупателя в оффлайновом магазине бижутерии и аксессуаров, например, процентов 15−25. А в интернет-магазине — 0.5−1.5%. В интернете нет возможности пощупать, нет возможности получить товар в ту же секунду. Зато всегда есть замечательная возможность погуглить, не продает ли этот же товар кто-то дешевле — а такое находится почти всегда.