На прошлой неделе появилась новость о том, что Facebook зарегистрировал патент, в котором описывал функцию поиска автомобильных попутчиков для посещения мероприятий. Многие предположили, что задеты интересы BlaBlaCar и мне посыпались звонки и сообщения: Видел? Что думаете? Это убийца BlaBlaCar? Ваши дни сочтены? Решил этим постом одним махом ответить на все вопросы.
Интересы почти не пересекаются
В сравнении с общим количеством доля поездок на подобные мероприятия (концерты, фестивали…) через BlaBlaCar очень небольшая. Она сильно зависит от сезона и региона. Сейчас, например, в феврале — стремится к нулю. Более заметной была, скажем, прошлым летом, когда мы были партнерами почти всех крупнейших загородных музыкальных фестивалей. Например, в Тверской области во время «НАШЕствия», которое посетили 50 тысяч человек. Но тем не менее, даже в то время, количество «фестивальных» поездок от общего числа в регионе для BlaBlaCar не было существенным. Потенциал у таких поездок большой, и нам, безусловно, есть к чему стремиться, но это точно не ядро райдшеринговых поездок.
Разный фокус
BlaBlaCar — это 100%-е междугородние поездки на длинные расстояния (в среднем 350 км). Решение, которое запатентовал Facebook, на мой взгляд, в основном будет касаться все же внутригородских («Пикник Афиши» в Коломенском парке Москвы) и окологородских («Усадьба Jazz» в поселке Архангельский) поездок под конкретную дату в компании своих «френдов». Вероятно, функциональность позволит выйти за рамки круга знакомых и за рамки города. Но думаю, что это будут больше исключения из правила. Какой смысл брать в попутчики незнакомцев, если можно поехать с друзьями? BlaBlaCar — это поездки с проверенными незнакомцами, которым доверяешь на основе рейтинга и отзывов от других попутчиков.
Мы рады «раскачивать лодку» вместе
Я воспринял эту новость не то чтобы с воодушевлением (будем честны, любые телодвижения гигантов уровня Facebook вокруг райдшеринга волнительны), но не без интереса. Сегодня на плечах BlaBlaCar лежит ответственность популяризации совместных поездок. Это требует огромных усилий, особенно на новых рынках, и личный опыт сын ошибок трудных и т. д. и т. п. Если к этой задаче (раскачиванию райдшеринговой лодки) подключается Facebook (при условии, что он не затрагивает напрямую наши интересы), то мы этому только рады. Это значит, что нам проще будет потом доносить до людей основную идею райдшеринга через BlaBlaCar, потому что они уже осознали преимущества поездок с попутчиками, им осталось лишь зарегистрироваться на нашем сервисе и продолжить делать это за пределами формата «на ивент».
Если аппетиты Facebook будут расти
Можно ли предположить, что Facebook не ограничиться только этой функцией и будет дальше развивать райдшеринговый сервис, и страшно ли нам от этого? — Предположить можно что угодно, но по факту, в нашем случае речь идет лишь о деятельности, которая имеет не так уж много общего с нашей. А фантазировать и бояться того, чего нет, не очень продуктивно.
Самое главное
Не стоит забывать, что пока все эти разговоры идут только вокруг патента на функцию. Возможно Facebook одумается и не станет делать из социальной сети швейцарский нож.