Flight Simulator — это самая долгая и самая упешная серия из всех когда-либо созданных симуляторов. В истории её развития интересно то, как код и принципы, заложенные в конце 70-ых, оставались неизменными десятилетиями.
В 1975-ом году Брюс Артвик получил степень бакалавра естественных наук как инженер-электрик в Иллинойском университете. Не стоит думать, однако, что ему была далека кибернетика: изначально, в 1973 году он выбрал проектирование ЭВМ как свою специальность, и лишь позже сменил направление учебы на электротехнику, поскольку считал, что в эти ранние годы развития компьютерной техники людям будет понятней такая ученая степень. В 1975-1976 гг. параллельно с работой в группе, разрабатывавшей для Digital Computer Lab графические терминалы, где Брюс мог общаться с Кеном Томпсоном, создателем оригинального UNIX, и работать с одной из первых UNIX-машин — PDP-11, Артвик находил время для летных уроков ради написания диссертации, темой которой стала многослойная динамическая компьютерная графика полета. Артвик рассмотрел модель полета воздушного судна, показываемую на экране вычислительной машины, что фактически означало рождение всей серии.
После получения в 1976 году степени магистра естественных наук Брюс начал работать в Hughes Aircraft в Калвер-Сити (район Лос-Анджелеса). Опыт работы с PDP-11 позволил Артвику доказать, что процессор Motorola 6800 (первый доступный микрокомпьютер) будет в состоянии заниматься арфиметическими вычислениями и выводить графику симуляции полета. Брюс Артвик написал программу и несколько статей для журналов о своей идее. Когда редактор одного из них позвонил Артвику и рассказал, что некоторые читатели хотят купить программу, Брюс решился на основание компании subLOGIC. Её имя было отсылкой к логическим цепям для PDP-11, которыми Артвик занимался в годы работы для Digital Computer Lab.
subLOGIC Flight Simulator 1 (1979)
Созданная в паре со Стюартом Моментом в 1978 году компания начала разрабатывать программное обеспечение для процессоров Motorola 6800, MOS Technology 6502 и Intel 8080. В 1979 году Артвик выпустил программу Flight Simulator для Apple II, основанного на процессоре 6502, а затем для микрокомпьютера Radio Shack TRS-80. Её графика выглядела примерно так:
Первый симулятор имел черно-белую графику земной поверхности (максимум — 36 квадратов, 6×6), только один самолет и ограниченную симуляцию летных процессов. Несмотря на все недостатки симулятор пользовался огромным успехом, и в 1981 году был назван самой продающейся развлекательной программой для Apple II. Как и сейчас, большинство пользователей симулятора не являлись профессиональными пилотами. Чтобы уместить графику в слабые возможности TRS-80, пришлось убрать приборную панель и снизить разрешение. Таким образом, версия Flight Simulator для TRS-80 имеет самую простую графику среди всех симуляторов полета. Позже subLOGIC выпустила обновление программы для обеих платформ. Обновление включало улучшенную земную поверхность, меню помощи и возможность просмотра из бомбового прицела.
Microsoft Flight Simulator 1.0 (1982)
Работа Артвика не осталась незамеченной: ещё один нерд из Редмонда основал свою собственную компанию и проявлял к симулятору интерес. В борьбу за лицензию на Flight Simulator также вступила IBM, но совместную лицензию для портирования на архитектуру IBM PC получила Microsoft — Артвику нравилась атмосфера маленькой компании.
В ноябре 1982 года был выпущен Microsoft Flight Simulator 1.0 для платформы PC, вскоре последовала вторая версия. В новом симуляторе повились обновленные система координат мира FS, разработанная Артвиком и так и использовавшаяся до пятой версии, погодные эффекты, режим боя с Sopwith Camel, время дня и улучшенная графика. Возросли и системные требования: пользователям приходилось обновлять свои машины во многом из-за Flight Simulator. MS FS даже использовался как бенчмарк: полностью IBM PC-совместимой считалась машина, способная к запуску MSFS 1.0 и Lotus 1-2-3.
subLOGIC Flight Simulator 2 (1983—1984)
Превосходство улучшений портированной программы для IBM PC было очевидно, и клиенты просили ввести их для оригинальной платформы. subLOGIC разрабоала и выпустила программу Flight Simulator 2 version 1 для не-IBM платформ. Эта версия имела сплошные цвета по типу программы от Microsoft, несколько локаций в США, и предназначалась для платформ Apple II (1983), Commodore 64 и Atari 800 (1984). Впервые появился функционал дополнений, хотя не в такой форме, как он дошел сегодня до нас. Программы различаются в зависимости от целевого устройства из-за их ограничений. Версии для Amiga, Atari ST и Macintosh, выпущенные в 1986-ом году иногда выделяют в третье поколение, поскольку они были незначительно улучшены.
Microsoft Flight Simulator 2.0 (1984)
В 1984 году Microsoft выпустила новую версию своего продукта, и она не слишком отличалась от первой. Новый симулятор содержал пейзажи всех Соединенных Штатов, хотя аэропортов с первой версии не добавили. Имелась совместимость с дисками дополнений Scenery Disks от subLOGIC, которые скоро покрыли заплатками весь США, Гавайи, Японию и части Европы.
Microsoft Flight Simulator 3.0 (1988)
В 1988 году Артвик покинул subLOGIC и основал новую компанию BAO Ltd. (Bruce Artwick Organisation), которая занималась разработкой и маркетингом продуктов для лётных симуляторов. В основном это был Microsoft Flight Simulator, а также такие программы для Федерального управления гражданской авиации США, как, например, симуляторы башни управления, работы авиадиспетчеров и т.д. Штат BAO составлял 35 человек, и компания так и продолжала работать в тандеме с Microsoft над новыми версиями симуляторов до 1995 года, когда Артвик продал активы компании Microsoft, а сотрудники переехали в офис в Сиэтле.
Позже в 88-ом году была выпущена третья версия симулятора редмондской компании, в ней повились отдельные настраиваемые окна, в которых можно было увидеть карту, приборную доску, различные углы обзора, графику на основе режима EGA и три самолета — Gates Learjet 25, Cessna Skylane и Sopwith Camel. Впервые для симулятора от Microsoft можно было увидеть самолёт от третьего лица. Симулятор subLOGIC же имел вид от третьего лица ещё во втором поколении. В комплект симулятора MS FS 3.0 входила утилита для конвертирования старых Scenery Disks в файлы SCN.
Microsoft Flight Simulator 4.0 (1989)
В 1989 году была выпущена последняя версия Flight Simulator для Apple Macintosh, последовавшая за ней эра 90-ых для FS означала ориентированность строго на одну платформу.
В промежуток между 1989 и 1993 годами было выпущено большое количество дополнений. BAO Ltd. подготовила программу для редактирования локаций и самолетов Aircraft and Scenery Designer, поэтому дополнения начали писать и сами пользователи. Позже компания Артвика выпустила обновления звука и графики, что позволяло получить синтезированный звук, а не пищание спикера, и разрешение экрана до 800×600; обновления пейзажей локаций, редактор самолетов и похожий на QBASIC язык скриптов полета Aircraft Adventure Factory. Ни одна из последующих версий MS FS не содержала таких мощных утилит для создания собственных дополнений.
Microsoft Flight Simulator 5.0 (1993)
Пятая версия симулятора полетов имела реальную систему координат, которая делала ландшафты четвертой версии несовместимыми с FS 5.0. Впервые использовались текстуры, что позволяло достичь гораздо более высокого уровня реализма, чем в предыдущих симуляторах с плоскими тенями. Теперь у каждого самолета была своя приборная доска, а не одна, лишь слегка измененная под каждую машину.
В 1995-ом году MS FS 5.1 был впервые выпущен на компакт-диске. Он имел по настоящему трехмерные погодные эффекты, а ландшафт был построен с использованием библиотек спутниковых снимков Земли. Комбинация недостатка объектов в MS FS 5.1 (например, всего 250 аэропортов на весь мир) и выпуска в 1995 году программы Flightshop компанией BAO Ltd. дала толчок волне бесплатных пользовательских дополнений.
Microsoft Flight Simulator 6.0 (1996)
Последняя версия MS FS, к которой приложил руки Брюс Артвик, продавалась под именем Flight Simulator for Windows 95, чтобы поддержать соответствующую операционную систему. Незадолго до релиза симулятора BAO Ltd. была продана Microsoft, а Брюс Артвик имел теперь отныне лишь статус консультанта. Примерно в это же время subLOGIC была поглощена компанией Sierra для разработки другого симулятора полетов — Pro Pilot.
Основными отличиями FS 6.0 были улучшение моделей, текстур приборных досок, большее количество текстур ландшафтов и несколько новых самолетов. Любопытно, что несмотря на все сетования противников новой Windows, частота кадров нового симулятора увеличилась в полтора раза по сравнению с версиями под Windows 3.11, хотя и разрешение тоже было увеличено.
MS FS 6.1 получила название Flight Simulator 98 и была выпущена в 1998 году. За исключением начала использования DirectX, появления вертолета Bell 206BIII JetRanger, обновленной Cessna 182, 3000 аэропортов и 45 проработанных городов имелись лишь мелкие улучшения. По всему миру было продано более 10 миллионов копий FS98.
Microsoft Flight Simulator 7.0 (1999)
Версия, имевшая название Flight Simulator 2000, имела большие на тот момент системные требования — как минимум Pentium 166 МГц, реально же требовался процессор с тактовой частотой в 400—500 МГц. Артвик был прав, говоря о продаже BAO Ltd. как о необходимости: в разработке новой версии участвовали 130 человек. В FS 7.0 появился GPS, поддержка загрузки реальной погоды из Интернета, 17 тысяч новых аэропортов (теперь их стало 20 тысяч). Фактически, можно было говорить о наличии практически всех крупных аэропортов мира. MS FS 2000 — последний симулятор, поддерживающий Windows 95 и Windows NT 4.0.
Microsoft Flight Simulator 8.0 (2001)
Flight Simulator 2002 получил улучшенный контроль воздушного трафика, искусственный интеллект у других самолетов, эффекты инерции при просмотре виртуального кокпита и улучшение производительности по сравнению с предыдущей версией. Выпуск был незначительно отложен до 19 октября для удаления башен-близнецов после событий 11 сентября 2001 года.
Microsoft Flight Simulator 9.0 (2003)
Симулятор под названием Flight Simulator 2004: A Century of Flight был выпущен в год столетия полета братьев Райт. Новая версия включала несколько исторических самолетов, интерактивность в виртуальном кокпите, большее разнообразие объектов ландшафта: фонари, амбары, силосные башни и т.д. 10 июня 2004 года было выпущено обновление до версии 9.1, добавляющее забытые мосты и несколько других объектов.
Microsoft Flight Simulator 10.0 (2006)
Flight Simulator X — десятая и последняя из выпущенных когда-либо версий Flight Simulator. Аэропорт Мейгс, аэропорт по умолчанию в предыдущих симуляторах, был закрыт в марте 2003 года, и только в этой версии был полностью вырезан. В десятой версии был улучшена поддержка многопользовательской игры, включая новые возможности управления одного самолета вдвоем или работы в башне управления. Deluxe-версия симулятора содержит SDK, позволяющий изменять автогенерируемый ландшафт. Значительно возросли системные требования, особенно заметна необходимость в мощном процессоре, впервые симулятор поставлялся на DVD.
Microsoft Flight
Какое-то время подразделение Microsoft по разработке игр данной серии было закрыто как мера борьбы компании с финансовыми проблемами. Однако, в августе 2010 года появилась информация о новой версии. К сожалению, Microsoft Flight, как следует из выпавшего слова в названии, — это просто бесплатная (F2P) игра с платным дополнительным контентом, хорошей графикой и очень аркадным геймплеем, поэтому считать её продолжателем и, тем более, возрождением серии не представляется возможным, несмотря на весь маркетинг. Никакие предыдущие дополнения с ней несовместимы.
По материалам The Story of Flight Simulator, статьи в Wikipedia и биографии Брюса Артвика.
Автор: FakeFactFelis