Давненько что-то не писали мы вам, читатели!
В последнее время не хочется утомлять вас статистикой или постить технические инструкции – за окном жара и духота, душа и тело жаждут чего-нибудь свежего и отличного от рутины трудовых будней. Свежего, как горный воздух. Необычного, как знамя
Вот я и решил поведать вам, как всего пару недель назад решил сходить в первый раз в горы, и не куда-нибудь, а на высочайший пик Европы – Эльбрус.
Надо сразу сказать, что физически это было непросто. «Жёсткая» акклиматизация, «горная» болезнь (головная боль, бессонница, слабость, одышка после минимальной физической активности), тяжёлые рюкзаки (подходили к Эльбрусу три дня с Северной, самой сложной, стороны). В то же время, у меня никогда не было такого внутреннего покоя, никогда я так не отдыхал от городской суеты, как в этих величественных, монументальных горах потрясающей красоты.
Однако что-то занесло меня вперед, начну с самого начала.
Для нескалолазов поясняю: перед восхождением на высоту, чтобы не схватить «горную» болезнь, нужно сначала акклиматизироваться. Акклиматизация может быть «мягкой» — в течение 2 недель постепенно приучаешь организм к высоте, и «жесткой» — какая была у нас, то есть меньше недели. А после этого сразу началось восхождение к вершине!
В первый день снега и холода не было, зато было много всего другого: сил, азарта, тяжестей в рюкзаке (каждый прочувствовал, сколько лишнего взял в дорогу!), километров и усталости.
За 7 часов нужно было подняться с 2000 м на 3700 м, преодолев перевал Балк-Баши. На подгибающихся ногах, с гудящей головой, перебарывая тошноту и прочие симптомы «горняшки», через непроглядный туман, ветер и град мы-таки дошли!
Разбили лагерь на высоте 3500 м и повалились спать. Но не тут-то было! Оказывается, бессонница – тоже симптом «горной» болезни! В общем, уснуть в ту ночь так никто и не смог.
На второй день было легче. Запасы еды в рюкзаках были уже немного подъедены, да и идти в этот день предстояло не вверх, а вниз – спуститься с 3500 м до 2500 м в долину реки Малка. Симптомов «горной» болезни не наблюдалось, солнце светило ярко, настроение стало совсем другим. В общем, казалось, что жизнь налаживается.
На пути нам попался склон под углом 45 – 50°, весь покрытый галькой, которая осыпалась под ногами и тащила за собой вниз не хуже зыбучего песка. Спасали треккинговые палки – упираясь в них, можно было худо-бедно миновать этот неприятный участок. Так, упираясь в палки, мы освоили «траверсный спуск». Кстати, на леднике используется такая же техника, только вместо палок – рукоять ледоруба.
Спустя полдня мы дошли до плато «Аэродром», идеально ровного и плоского «дна чаши» огромных размеров, со всех сторон окруженного стенами-горами.
Красота! Во всех смыслах: и что зрелище завораживает, и что место для палатки искать не нужно ;)
Об этом месте ходит много легенд и баек. Например, о том, что во времена Второй Мировой здесь приземлялись немецкие самолеты на борту которых были то ли немецкие ученые из организации «Аненербе», то ли тибетские ламы, которых здесь же и похоронили за предсказание поражения Гитлеру. Или о том, что до 60-х гг. прошлого века плато было закрыто для посещений прямым приказом сначала НКВД, а потом и КГБ, потому что здесь планировалось возвести аэропорт для советских войск. В любом случае, аэропорт здесь так и не построили.
Жаль, это было бы и удобно, и здорово – такая природа, такие виды… Не думал, что в горах встречу такое изобилие цветов.
К тому же, впервые с начала нашего приключения открылся прекрасный вид на обе вершины Эльбруса.
А на следующий день мы «взлетели»! «Взлетом» называют резкий переход с плато на восходящую серпантинную тропу.
За третий день нам предстояло дойти до Северного приюта, то есть подняться с 2500 м до 3700 м. Подъем шел намного легче, чем в первый день, сразу по двум причинам: акклиматизация делала свое дело, плюс все ненужное мы оставили на «Аэродроме», чтоб захватить на обратном пути.
Чем выше поднимались, тем пасмурнее становилась погода. Когда добрались до пункта назначения, Северного приюта, навстречу нам рванулся шквалистый ветер, щедро угощая ливнем и градом.
Северный Приют состоял из базы МЧС (пустующей в основном), Хижины Олейникова и нескольких стационарных домиков. Такой небольшой базовый лагерь, из которого группы альпинистов начинают штурм вершин Эльбруса.
На четвертый день мы совершили акклиматизационное восхождение до скал Ленца (4500 м). Впервые опробовали альпинистское снаряжение (кошки, система с карабином, ледорубы, обвязка).
Здравствуй, слепящий снег и коварные, скрытые от глаз трещины! Припорошенные снегом, они могут достигать в глубину 150 м. Знали ли вы, что каждый год в трещинах Эльбруса погибают люди?
За 2 часа мы дошли до нижних скал Ленца. Там инструкторы провели нам вводный курс в альпинисткую подготовку, обучив нескольким базовым приёмам, как вести себя на крутом подъёме, на крутом спуске и в случае срыва.
Все сразу почувствовали себя настоящими альпинистами ;)
Ещё несколько часов мы провели на нижних скалах Ленца, следуя закону акклиматизации: «Забирайся выше, спи ниже!». А после спустились в лагерь, чтобы приготовиться к предстоящему восхождению на вершину.
Пятый день прошел под знаком отдыха перед главным «событием». Во время отдыха происходило распевание хором русских и украинских песен, так как в нашей команде шестеро из девяти человек были родом из Украины. Такое братание братских народов ;)
И вот он день шестой! Вернее ночь между 5-м и 6-м днём. Выход из базового лагеря на штурм вершины в 1 час ночи.
Само восхождение длилось около 10 часов, спуск обратно в лагерь около 4 часов.
Рассвет застал нас в 4.30 у скал Ленца. Это было ошеломляюще красиво, такие краски не у каждого художника на полотне можно встретить.
Я был бы безумно счастлив от осознания того, что могу видеть все это, если бы… Если бы мои мысли не замерзали на лету! Даже в июле столбик термометра на Эльбрусе никогда не поднимается выше нуля. Подобная температура в этот период наблюдается только в Антарктиде и в Гренландии. Между часом ночи и пятью часами утра на Эльбрусе действительно очень холодно!
Ребята вокруг начинают жаловаться на онемение пальцев рук и ног. Кто-то делится с товарищем варежками. Кто-то вспоминает и тут же применяет, как оказалось, лучший способ отогреть пальцы ног – махи ногами.
Спустя 7 часов непрерывного восхождения мы уже на высоте примерно 5100 – 5200 м. Силы заканчиваются, а впереди – самый крутой подъём перед вершиной. Чем ближе к ней, тем больше вокруг становится льда и меньше снега. Тем внимательней приходится смотреть, куда ступаешь и, тем более, садишься передохнуть – можно начать скользить вниз, что, прямо скажем, в горах не так приятно, как с ледяной горки в зимние гуляния.
И все-таки мы сделали это! Мы преодолели последний подъем, вышли на плато. Высота около 5550 м. До вершины оказывается ещё около получаса хода.
Беснующийся ветер растягивает эти полчаса как минимум на час, пытаясь своими порывами то ли отодрать тебя от поверхности скалы, то ли вместе с палящим сквозь разреженный воздух солнцем отшлифовать твою кожу до состояния ослепительно сверкающего в лучах льда.
Ииии… Вершина!
Это ни с чем несравнимое чувство, когда стоишь на вершине… Так вот, оно несравнимо с чувством, когда ты стоишь на РЕАЛЬНОЙ ВЕРШИНЕ!
И, конечно же, я не смог отказать себе в удовольствии пофотографироваться с флагом
А уж чего мне это стоило… Стоять на обдуваемой ветрами вершине, ощущая на себе все симптомы «горняшки», надевать стяг
Потому как товарищу моему стало очень-очень плохо на высоте от нехватки кислорода и он смог только раз «щелкнуть» меня. Но как только мы спустились на 1000 м, ему сразу полегчало.
Спуск проходил в условиях практически нулевой видимости по заметно подросшим сугробам. Видимо, пока мы покоряли вершину, прошёл неслабый снегопад.
По возвращении в лагерь, нам едва хватило сил побросать на ближайшие камни одежду для просушки и расползтись по палаткам. А когда мы проснулись, вместо одежды и камней нас окружали лишь сугробы, сугробы, сугробы. Погода в горах, что женское настроение: меняется внезапно и без видимых глазу причин!
Когда на следующий день (день седьмой, выходит), мы спустились до 2500 м, я был так рад увидеть невысокую, редкую, но зеленую траву после царства бесконечного камня, снега и льда. По пути вниз мы соприкоснулись с разнообразными чудесами природы Джилы-Су – каменными грибами, которые являются местом силы для многих шаманов прошлого и, вероятно, настоящего, попробовали изумительно вкусную воду из бьющего из-под скалы нарзанного источника, окунулись в теплую ванну с минеральной водой природного происхождения.
После этого похода я навсегда влюбился в горы. Это стоит того. Действительно стоит. Так что, надеюсь, «не за горами» штурм других вершин! ;)
Автор: despair