Я конечно признаюсь в своей безмерной наивности, а заодно и глупости, что попытался протолкнуть на хабр пустую телегу в качестве вступления. Понимаю, что на этом ресурсе текстовая водичка не проходит. Ну, раз так — то, вот вам голые факты.
Буквально месяц назад, я выкладывал «фото-пост» под названием «Сказ о том, как лаовай за диспенсером ездил» — там я рассказал о том, как посещал фабрику по производству диспенсеров для моего проекта «терминал по продаже симкарт». А сегодня я пишу про фабрику Ambient Lounge с которой мы работаем уже год. В общем начало тут.
Я всей душой буду стараться не скатываться в своем повествовании в словесные дебри и писать картко, по существу и с большим количеством важных цифр. Например, численность населения материковой части Китая — более чем 1,3 миллиарда человек, что значительно превышает население остальной части Китая. Вот так.
Ну, обо всем по порядку, с заголовкоми, абзацами и остальной атрибутикой.
Как я получал визу?
Посетить свою фабрику мне предложила компания Ambient Lounge, она же и приглашение выслала. Вот такое письмо, на великом и могучем, мне пришло от ее дочерней компании ZOYO.
С этим приглашением, загран паспортом, и c одной цветной фотографией, а так же с визовой анкетой, я отправился в офис PONY EXPRESS.
Оплатив 2800 руб. куда входили услуги по доставке моих документов в Московское посольство КНР (я сам из Ижевска), возврат паспорта обратно и посольская пошлина. Через неделю у меня был паспорт вот с такой бизнес визой:
Купил отличные авиабилеты у Аэрофлота: Москва — Шанхай, всего за 16000 руб., по какой-то акции. Забронировал гостиницу на один день в Шанхае, т.к в городе Нинбо, где находится фабрика и Китайский офис Ambient Lounge, гостиницу мне уже сняли.
Перелет из Москвы в Шанхай занял около 9 часов, и прошел очень комфортно. Переночевав в Шанхае одну ночь, я сел на междугородний автобус и покатил в Нинбо. Проехав по самому длинному морскому мосту в мире (около 37 км.), который соединяет Шанхай и Нинбо через желтое море, я прибыл на место.
Нинбо (Ningbo) — это такой портовый городок с населением около 7 млн человек, где сосредоточено большое количество текстильного и металургического производства КНР.
По прибытию я понял, что все не так-то просто. Не так, как я себе это представлял. Английский знают только небольшое количество людей, и то в необходимом им количестве. Много «восточных» заморочек при общении и т.д и т.п.
Но, слава всем богам, что они послали мне на помощь Гранта Морриса. Этот славный человек посвятил меня в основные аспекты ведения бизнеса «по-китайски». И дальше мне было намного проще находить общий язык с китайскими партнерами. Сейчас я поделюсь с вами общими правилами для ведения бизнеса в Китае, а потом вернмся к фабрике.
И так, начнем с основных правил Гранта Морриса
Как вас оценивают:
Первое. ВОЗРАСТ — чем вы старше, тем вы солиднее. Если вам немного за двадцать — скорей всего никто вас серьезно не воспримет. Вам будут улыбаться и одобрительно кивать, но есть вероятность даже не получить прайс с ценами.
Второе. ДРЕСКОД — если вы одеты в строгий костюм и это накидывает вам пару годиков плюсом, то это хорошо. Сами китайцы могут быть одеты и в повседневную одежду, но от вас они ожидают западного шика.
Третье. ЯЗЫК — если вы знаете китайский — это очень круто. Если ваш английский на хорошем уровне это тоже хорошо. Если вы говорите только на русском, но делаете это уверенно, и крутите золотой цепью на пальце — тоже может прокатить.
Четвертое. ЗНАНИЕ — как минимум вы должны знать, что такое MOQ и FOB и некоторые другие термины которыми будут сыпать китайские бизнесмены.
Что ожидать от встречи на китайской фабрике? Как вести себя с владельцем и менеджерами завода?
Доставка тела на фабрику. По всем правилам азиатского гостеприимства, вас заберут из гостиницы или любого другого места. По дороге могут предложить заехать перекусить или выпить чаю — не отказывайтесь. А так-же не пытайтесь заплатить за себя, у вас все равно не выйдет.
На фабрике. Обычно по приезду на фабрику вас ведут в комнату для переговоров или шоурум. Там вам в двух словах расскажут о производстве, покажут каталоги. Могут предложить чаю — мой совет не отказывайтесь, т.к скорей всего это будет полноценная чайная церемония с трех-четырех разовой заваркой чая, с маленькими чашечками-наперстками, дорогими сортами чая (которые вы скорей всего не найдете в продаже).
На производстве. Дальше вам предложат совершить экскурсию по фабрике. Если вы в первые попадаете на китайское производство, готовьтесь к небольшому шоку. Обычно это не кондиционируемое помещение (в небольших фабриках), с большим количеством рабочих, в основном женщин. Они сидят на пластиковых табуретах, без спинки, и что-то перебирают руками. Ваш провожатый может выхватить любую деталь из рук рабочего и начать что-то показывать вам. Поражает то, что сотрудники не разговаривают между собой, не пьют и не едят за работой. За ними постоянно прохаживается надзирающий сотрудник. Как мне пояснили, он всей зарплатой отвечает за качество продукции, а у него двое детей — т.е по китайским меркам он многодетный отец.
Переговорная комната. После экскурсии по производству вас приглашают в переговорную комнату, где к вашему приходу на столах уже холодная кола, еда, образцы продукции и… Директор ЗАВОДА или его зам. Вас спрашивают о том, как вам понравилось производство и еще кучу вопросов. Дальше директор представляется, и протягивает вам визитку. ВНИМАНИЕ! Визитка протягивается двумя руками, как самурайский меч. Вы в свою очередь точно так-же протягиваете свою визитку. Это важный ритуал в китайском бизнесе. Вообще визитка, это очень важно для китайцев, это ваше бумажное лицо.
Презентация. После обмена любезностями, китайская сторона немного затихнет в ожидании вашего рассказа. Они будут ждать презентацию вашего бизнеса. Очень важно подготовиться к этой презентации — если вы будете врать они поймут это в будущем (и вы потеряете лицо), если вы немного не приукрасите свой рассказ — он будет пресным. Нужно искать золотую середину. Ну, а вообще они хотят услышать от вас какой у вас бизнес оптовый или розничный, какой оборот вы имеете, что продаете и т.д.
Истории. Еще китайские бизнесмены очень любят истории. Если вы невзначай ввернете историю о своей семье и покажите фотографию жены или детей (а если их больше двух!), это будет очень кстати.
Цены. Вы удивитесь, но про цены китайская сторона вообще не начнет говорить. Только если вы сами не переведете на них тему беседы. И говорить про цены они будут очень не охотно. Потому как все цены они привыкли обсуждать по почте или в QQ. Но, если вы будете настойчиво просить прайсы вам их вынесут. Самое забавное, что они могут согласиться на самые безумно-низкие цены… Ваша радость будет не долгой. Когда вы увидите качество товара за эти деньги — вы очень пожалеете, что во время не остановились. В итоге: обрисуйте для себя минимально возможную цену для извлечение прибыли и торгуйтесь до нее. Не перегибайте палку, это может выйти боком.
Провожаны. Обо всем договорившись или не договорившись. Вы уходите с фабрики. Вот вам три приметы, что бы понять, что о вас думают азиатские партнеры:
а) Вас проводили до выхода из переговорки — скорей всего на этом ваше общение закончится навсегда.
б) Вас проводили до выхода из завода и посадили в такси — все не так плохо, может у них мало времени. Насторожитесь.
в) Вас довез водитель до необходимого вам места или отеля — все было супер.
Лайфхак: если у вас запланировано много встреч на фабриках в этот день, просите, что бы предыдущая фабрика звонила следующей. Это нормальная практика и вам не надо заморачиваться с объяснением дороги.
С лирикой покончено, возвращаемся к нашей фабрике. Производство состоящее из двух трехэтажных зданий принадлежит не молодой китайской паре. Они занимаются решением всех внутренних вопросов и наймом сотрудников. А непосредственно управлением производством и логистикой продукции занимается Ambient Lounge.
Поэтому мне, как новому представителю международной компании, предстояло общение с хозяевами фабрики: Господином Шеанге и Госпожой Пинг. Встречу назначили в каком-то жутко пафосном ресторане.
Еще в холле отеля, где находился этот ресторан, меня представили боссам. Далее мы проследовали в основной зал Akitaya Japanese Restaurant, где был предложен «шведский стол» со свежайшими морепродуктами. Я конечно, предчувствуя долгую сложную беседу, положил себе пару листиков салата.
Но, дойдя до стола я увидел такую картину: партнеров китайцев не было видно из-за тарелок со снедью и стаканами с пивом и другим алкоголем. Они громко чавкали и вели себя, как обычные китайцы. Хотя, программа общения прошла стандартным путем: личная презентация, интересная история, разглядывание фотографии дочери и жены. Все.
После ужина китайские боссы пригласили нас с Грантом посетить караоке-бар, где уже к нашему приезду была заказан отдельный чилаут со столом уставленным различным алкоголем. Боссы спели две китайские песенки и по-тихому свалили, оставив меня, двух моих русских друзей и Гранта допивать и допевать все, что там было.
На утро мне было объявлено, что китайские хозяева фабрики очень довольны нашей встречей и будут рады любому нашему сотрудничеству. Ну, все! Главное дело сделано — кому надо понравились. Теперь бы и фабрику посмотреть.
А вот про посещение фабрики Ambient Lounge я расскажу в третей части нашего увлекательного рассказа.
Автор: Soratnik