Сегодня вновь становятся актуальными тренды, которые были популярны десять лет назад: подкасты из хобби постепенно превращаются в профессиональную деятельность, а многие компании создают платформы, поддерживающие развитие этого нового бизнес-направления.
Чувство дежавю
То, что сейчас происходит с подкастами, уже происходило с блогами в 2004 году. Создано огромное количество качественных проектов, внимание общественности растет, формат изменяется. Подкасты, так же как и блоги в свое время, помогают раскрыть креативный потенциал авторов – количество генерируемого контента настолько огромно, что никто не может оценить его в полной мере.
Вопрос в том, какое будущее уготовано подкастам? Случится ли с ними то, что произошло с блогами за последние десять лет? Проследив за развитием разнообразного мира блогов, можно извлечь много полезных уроков о том, что надо, а что не надо делать в этой среде.
Одна из частей старой блогосферы трансформировалась в профессиональные СМИ, породив такие цифровые интернет-издания, как, например BuzzFeed. Другая часть блогов, перекочевала на социальные платформы, например Facebook и Twitter, которые упростили процесс их ведения. Печатные журналы и газеты застряли где-то посередине: им не хватило знаний, чтобы конкурировать с новым цифровыми форматами, а размеры бизнеса не позволили в полной мере соперничать с крупными платформами.
Сегодня из-за новоявленного аудиоформата под ударом оказались уже другие участники журналистской сферы, однако основные влияющие факторы остались прежними. Рассмотрим три тренда, которые уже во всю набирают обороты.
Переход подкастов в профессиональную сферу
Если вам вдруг взбредет в голову прослушать все подкасты на iTunes, то вы поймете, что большая часть этого контента сделана дилетантами. На фоне большого количества «мусора» качественные проекты очень сильно выделяются. Самые популярные из них представляют собой радиошоу с опытными ведущими и толикой юмора.
Самое главное – это качество контента. Репортер Алекс Блумберг (Alex Blumberg) уволился с общественного радио в 2014 году, чтобы начать работать над платформой Gimlet Media, которую он хочет сделать похожей на «канал HBO, но для подкастов». «Мы тратим огромное количество времени и денег, чтобы довести до совершенства 95% подкастов, – сказал он ранее в этом году. – Я думаю, что многие все еще относятся к их созданию как к простому хобби. Но я считаю, что подкаст – это шоу: профессиональное, доведенное до совершенства, над которым долгое время работали люди, знающие свое дело».
В Gimlet создали серию популярных подкастов, регулярно попадающих в топ самых скачиваемых аудиошоу. В этом направлении работают и другие компании, например Panoply (созданная командой из Slate) или Midroll (сейчас ей владеет Scripps) – это платформы, призванные повысить эффективность рекламных аудиороликов.
Появление новых платформ
Примечательно то, что созданием подкастов может заниматься кто угодно. Чтобы опубликовать свою работу, вам нужен лишь доступ в интернет.
Кажется, что подобная открытость в скором времени окажется под ударом. Почти все подкасты распространяются в формате MP3. Как только вы скачали MP3-файл, информация о нем становится недоступной для издателей. Они не знают, сколько раз вы прослушали файл: один, сто или ни разу. Создатели подкастов теряют возможность следить за индивидуальными предпочтениями слушателей: какие еще шоу они слушают, какую рекламу пропускают, какой эпизод они не дослушали до конца?
Возможно, вы подумаете: «Отлично! Я не хочу, чтобы какая-то контора следила за мной!». Однако в интернет-бизнесе многим, особенно рекламодателям, нужны эти данные, и, можете быть уверены, они попытаются их заполучить.
Чтобы это сделать, необходимо создать новый формат специально для подкастов – что-то с функционалом большим, чем у MP3. Разработчики из шведского стартапа Acast обещают поднять впечатления от прослушивания аудиошоу на новый уровень, создав приложение, которое позволит встраивать в передачу фото и видео. Разумеется, эти функции дадут возможность продвигать более сложные виды рекламы. С помощью Acast компании смогут создавать «динамические объявления» для каждого выпуска подкаста в отдельности.
Acast и другие компании, начинающие работать в этой сфере, считают, что «бесполезный» MP3 тормозит и ограничивает возможности подкастов, и что от него нужно избавиться. Однако здесь не все так однозначно. Абсолютно любая новая технология не будет такой же открытой, как связка RSS-плюс-MP3, отказ от которой приведет к распространению частных платформ.
Марко Армент (Marco Arment), который занимается разработкой Overcast, популярного подкаст-приложения для iOS, считает, что компании «возьмут открытый рынок под контроль и наймут армию клерков, дабы следить за распространением продуктов и забирать себе определённый процент от доходов создателей подкастов». Именно так делаются большие деньги. И обычно это работает.
Вернемся к блогам. Если вы вели блог в середине 90-х годов то вы, скорее всего, сами написали для него сайт. В начале двухтысячных стал популярен
Созданием подкастов может заниматься любой, однако это достаточно сложно, а полет фантазии ограничивают используемые технологии. Скоро сторонние компании предложат свои «решения» этой проблемы и начнут строить на этом бизнес.
Что будет с участниками рынка
Что нам покажет будущее журналистики? NPR и её станции-партнеры пережили переход на цифровой формат лучше, чем другие новостные источники. Однако их аудитория перестала расти, а это очень тревожный знак, означающий, что им нечем привлечь новых слушателей. Одной из причин этого являются подкасты. Вместо того чтобы слушать местное радио, люди выходят в интернет со смартфонов или мультимедийных систем автомобилей и слушают ту передачу, которая им нравится больше.
Разумеется, есть примеры успешных подкастов, выпускаемых радиостанциями. В октябре WNYC объявила о создании нового подразделения WNYC Studios стоимостью 15 миллионов долларов, которое будет заниматься созданием подкастов.
Не трудно догадаться, как смена формата повлияет на публичные радиостанции. На всей территории Соединенных Штатов функционирует более 900 радиостанций, большинство из которых не могут сравниться с WNYC. Они все еще существуют в основном благодаря партнерству с NPR, занимаясь распространением их контента. На большинстве рынков общественные радиостанции практически не сталкиваются с конкуренцией в новостной сфере.
Некоторые газетные гиганты, например The New York Times, смогли создать высококвалифицированную команду для работы с цифровым контентом, что помогло им сохранить конкурентоспособность после появления нового формата. Но в Америке существует более 1400 печатных изданий, которым не хватает ресурсов, опыта или грамотного плана действий, чтобы удержать внимание читателей в онлайн-среде. Я считаю, что с течением времени пропасть между WNYC и их коллегами с небольших радиостанций будет только увеличиваться.
Мое описание грядущих событий может показаться достаточно мрачным, но на самом деле это не так. Будет появляться множество новых шоу, которые с легкостью найдут себе аудиторию, как это произошло с блогами. Однако переход подкастов в профессиональную сферу и появление большого количества посвященных этому занятию платформ вновь грозят подорвать часть журналистского бизнеса. У этого будут как положительные, так и отрицательные последствия.
В крайнем выпуске подкаста «Звук» от 2-го января мы обсудили новогодние распродажи в Аудиомании и тему двойного слепого метода, о котором многие писали в комментариях к подкасту Звук в iTunes.
[ iTunes — RSS — Веб — Аудиофайл ]
Будем рады увидеть ваши вопросы и предложения по темам для обсуждения в 2016-м. Хороших праздников, друзья!
Автор: Аудиомания