Существующие сейчас деньги (что рубли, что доллары, что любые иные валюты современной экономики) дефицитны в силу самой своей природы. За одним относительным исключением – в периоды активного экономического роста, основанного на опережающем росте массы кредитных денег по отношению к росту объема реального товарооборота и реальной производительности труда, их дефицитность смягчается и становится менее видимой. Но даже в эти периоды она (дефицитность) остается имманентно присущим деньгам свойством, связанным с целым рядом объективных факторов (наличие ссудного процента, финансовые пузыри, отвлечение средств в накопления и т.п.).
Когда же экономика в спаде, то денег для расчетов, т.е. для выполнения основной функции денег, уже не хватает уже самым очевидным образом.
В этой связи рассмотрим упрощенную модельную задачу по конструированию новых расчетных единиц (новых денег в дополнение к существующим), предназначенных для использования исключительно в расчетах. От учета разного рода жизненных сложностей типа позиций и мировоззрения национальных элит, необходимости корректировки законодательства и т.д. пока воздержимся. Сначала надо решить более простую задачу – конструирования этой новой сущности.
Как это принято в точных науках, например в математике, примем некоторые начальные данные за аксиому или за заданные начальные и граничные условия. Успокою тех, кто сразу стремится возразить – это всего лишь стандартный способ конструирования любой модели.
Чтобы не путаться в терминах введем сразу определение для нового типа денег для расчетов – например, пусть это будут Специальные Средства Расчетов (сокращенно СРР).
Итак начальные условия и предположения по введению СРР:
1. СРР (по крайней мере на первом этапе) предназначены для использования государством в целях финансирования (и стимулирования) важнейших (для государства) инфраструктурных проектов, типа строительства дорог.
2. Должны быть обеспечены условия, использования СРР исключительно в расчетах в реальной экономике.
Из этих двух начальных условий уже как способ их реализации вытекают следующие ограничения или требования на эмиссию и оборот СРР:
1. Эмитент – это государство в лице Правительства или специального органа при Правительстве, но не Центральный банк (это требование надо рассматривать только в совокупности со всеми остальными).
2. СРРами государство финансирует свою долю участия в частно-государственных объединениях, созданных для реализации конкретных инфраструктурных проектов (впрочем как раз это не обязательно – можно реализовать и иные способы введения СРР в оборот).
3. Разрешено уплачивать налоги с использованием СРР (а вот это одно из ключевых условий для рассматриваемой модели). Как минимум федеральные налоги.
4. СРР существуют исключительно в безналичной форме.
5. СРР – это деньги с демереджем (платой за «хранение»). Исключительно для примера назову конкретный приемлемый сейчас для нашей экономики размер демереджа – 0.5 процента в месяц. Демередж – это еще одно ключевое условие. Поскольку – это опробованное на практике условие, реально препятствующее уходу этих средств из оборота в накопление и в спекуляции и ускоряющее оборот. Кстати любопытным следствием введения демереджа будет стремление хозяйствующих субъектов не просто заплатить все налоги, а еще и заплатить их вперед (были такие примеры в истории).
6. Безналичный характер СРР и наличие демереджа позволят относительно легко ввести и проконтролировать исполнение следующих ограничений:
— СРРами нельзя рассчитываться на организованном валютном и финансовом рынках (т.е. на них должно быть нельзя купить на организованном рынке валюту или ценные бумаги).
7. Эмиссия СРР не центральным банком, их учет не на банковских счетах, а в некоем «депозитарии» и не банковская система их переводов (транзакций) – вот тут не обойтись без современных ИТ технологий в виде скажем технологий блок-чейна – в свою очередь явятся реальной основой для следующих полезных для данной модели ограничений:
— СРР нельзя давать и брать в долг под проценты.
— СРР нельзя использовать для погашения кредитов и уплаты процентов (и любых иных платежей) банкам.
Безусловно будем реалистами и признаем, что в полной мере соблюсти все вышеуказанные ограничения не удастся. Обходные пути найдутся всегда. Но масштабы изъятия СРР из оборота и их перетекания на валютный и финансовый сектор и откладывания в кубышку будут на порядок меньше, чем при использовании для тех же целей обычных денег.
Основным препятствием для обхода ограничений будет конечно демередж. Деньги с демереджем невозможно сохранить и использовать в накоплениях.
Безналичный характер и современные ИТ технологии (нетрудно в частности дать каждой денежной единице СРР индивидуальный номер) позволят отслеживать и делать публично доступными все транзакции с этими деньгами. А это реальное и серьезное препятствие всем, кто захочет какие то запреты на оборот СРР нарушить.
Вскользь я уже упоминал ранее, а сейчас еще раз отмечу, что можно предположить (вот это как раз исключительно предположение), что везде, где в расчетах будут использоваться СРР, возможности для коррупции будут существенно сужены. Поскольку это в валюту не превратишь, за рубеж не вывезешь, в конверте не передашь и вообще база транзакций – публично доступна (конечно последнее еще предстоит сделать).
Обширный мировой и исторический опыт внедрения локальных дополнительных валют позволяет уверенно утверждать – что данная система работоспособна и она ускоряет оборот, а также попутно снижает безработицу. Могут быть и крайне полезные долгосрочные социальные последствия в изменении самого характера общественного отношения к жизненным ценностям. Но не будем здесь уходить в сторону от экономики.
Как определить сколько СРР нужно экономике и сколько их можно вкачать в экономику без риска негативных последствий типа существенного роста инфляции?
1. Если СРРами разрешено уплачивать налоги, то объем эмиссии СРР конечно не должен быть больше суммы тех налогов, на уплату которых они могут пойти. Например в бюджете РФ на 2015 год (речь идет о неконсолидированном бюджете РФ) на долю НДС и налога на прибыль приходится около 40% (5.5 трлн рублей). А в структуре расходов бюджета предусмотрено потратить 2.2 трлн рублей на национальную экономику. Из этих цифр, с учетом того, что оборот каждой эмиссии СРР (с демереджем 0.5% в месяц) вряд ли займет по времени более 3х лет, можно вывести разумное ограничение одной разовой эмиссии СРР при условии принятия СРР в уплату только федеральных налогов. Напрашивается цифра не более 1.8 трлн рублей (подчеркну, говорим пока разовой эмиссии СРР – проведем так сказать поверку практикой).
2. Справочно – объем фонда национального благосостояния (цифры по годам меняются) порядка 5 трлн рублей. 10% от этой суммы (0.5 трлн рублей) часто предлагают потратить на ифраструктурные проекты. Уверяя, что это никоим образом на инфляции не отразится.
3. Так что лучше – направить в экономику 0.5 трлн из ФНБ (а некоторая часть этих денег ну непременно уйдет на валютный рынок и в финансовые активы) или эту же (или даже немного большую сумму) ввести в оборот как вышеописанные СРР? Уровень риска неблагоприятных последствий (если не проводить дополнительных исследований) примерно одинаков, а положительный эффект в случае СРР будет значительно больше (поскольку за счет ускорения оборота за одно и то же время каждый введенный в экономику «рубль» с демереджем даст больше новых товаров и услуг, чем обычный рубль). А прирост количества товаров и услуг – это так к слову реальное противоинфляционное средство.
Хорошо, а как быть тем предприятиям и организациям, которые получили СРР в оплату, заплатили все налоги, рассчитались с поставщиками, а некоторая часть СРР у них еще осталась?
На этот случай полагаю должна быть предусмотрена система временного хранения или система выкупа излишних СРР. Лицом выкупающим (с определенным дисконтом естественно) лишние СРР может быть государство. А можно ввести и специальный тип паевых инвестиционных фондов, предназначенных для временного хранения (без демереджа) неиспользуемых СРР и их повторного ввода в экономику. Но это уже существенные, но детали.
Естественным продолжением использования СРР для финансирования больших инфраструктурных проектов может быть их использование в системе финансирования госзакупок. Так получая СРР обратно в бюджет, государство может затем направлять их для финансирования госзакупок.
Еще одна мысль на тему кого финансировать посредством СРР.
Конечно можно использовать имеющуюся систему оценки финансовой состоятельности заемщиков, их кредитные истории и т.п. Но здесь как важный дополнительный (а возможно и основной) критерий выбора получателей СРР может быть доля и сумма уплачиваемых налогов и налоговая дисциплина предприятий и организаций. А при оценке проектов – получателей СРР – естественно в первую очередь можно учитывать планируемые налоговые платежи.
Автор: ashum2015