История аудиоаппаратуры класса High-End

в 14:53, , рубрики: High-End, Блог компании Аудиомания, звук, история, История ИТ, Медиаплееры, метки:

История аудиоаппаратуры класса High-End - 1

Аудиоаппаратура класса High-End начала появляться [в США] еще в годы окончания Второй мировой войны, но приобрела популярность только после конца Корейской войны. Многие ветераны воспользовались преимуществами службы и потратили свои GI Bill на изучение электроники.

Вооружившись своими новообретенными знаниями, они начали собирать собственные системы воспроизведения музыки – так началось повальное увлечение высококачественным и детальным звуком (кое-кому даже удалось основать свой бизнес).

В конце 40-х – начале 50-х годов системы воспроизведения звука представляли собой или аудиоконсоли, или напольные радио. Такие установки стоили очень дорого, а их производители больше внимания уделяли дизайну деревянных корпусов, чем внутренней начинке. Компонентные аудиосистемы встречались крайне редко, и в них разбирались только самые увлеченные меломаны и профессиональные установщики оборудования.

В радиомагазинах в основном продавались детали для элементов аудиосистем, но многие компании, например, Acrosound, Dyna, Heath, Allied и H.H. Scott, производили как комплектующие, так и готовые продукты.

Электроника для меломанов в 40-х и 50-х годах

Люди, жившие в конце 40-х и начале 50-х годов, были сильно ограничены в выборе Hi-Fi-системы. Первый усилитель мощности McIntosh появился на рынке в 1949 году – им стал 50W-1, разработанный Фрэнком Макинтошем (Frank McIntosh) и Гордоном Гоу (Gordon Gow). 50W-1 удалось удовлетворить желания потребителей – это был высокомощный усилитель с низким уровнем искажений, способный работать на высокую нагрузку. Многие из ранних ламповых усилителей McIntosh создавались для медицинских и индустриальных нужд, а не для воспроизведения звука.

Большинство производителей аудиооборудования начала 50-х годов прекратило свое существование или было куплено другими компаниями. Pedersen Electronics – яркий тому пример. В 50-х годах компания Pedersen производила весь спектр аудиокомпонентов: тюнеры, предусилители и усилители мощности.

Несмотря на броский рекламный слоган «PDQ – Pedersen Denotes Quality» («Pedersen означает качество»), после 1959 года их продукция более не появлялась в ежегодных обзорах специализированного журнала Audio Magazine. За все то время, которое я посещал «блошиные рынки» и ходил на встречи клуба радиолюбителей, мне ни разу не попалась продукция Pedersen. Редкость товара с точки зрения производителя не относится к его достоинствам.

История аудиоаппаратуры класса High-End - 2

Первым продуктом Саула Маранца (Saul Marantz) стало устройство Audio Consolette за $143,50, вышедшее на рынок в 1955 году. В журнале Audio Magazine о приборе написали следующее: «Он не только выдает невероятно качественный звук, но и является прекрасным примером грамотной разработки и сборки». В нем использовались два отдельных фонокорректора с большим коэффициентом усиления и 36 кривыми эквализации.

Хермон Хосмер Скотт вступил в игру в 1947 году. Первым продуктом его компании H.H. Scott стал «Динамический шумоподавитель». Он произвел революцию в радиовещании, поскольку дал возможность воспроизводить виниловые пластинки со скоростью вращения 78 об/мин без тресков и других помех, сильно сказывавшихся на качестве звучания радиоприемников того времени. Скотт продолжил выпускать шумоподавители вплоть до 1956 года – последним устройством стала модель 114А.

Fisher Radio Co. много лет соперничала с H.H. Scott. Её создатель Эвери Фишер (Avery Fisher) основал Fisher Radio в 1945 году. Сегодня Фишер более известен своей благотворительной деятельностью (например, пожертвованиями для Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке), нежели техническими заслугами, однако за время его правления Fisher Radio оставалась лидером на рынке вплоть до 1969 года, пока не была куплена японским производителем электроники Sanyo.

История аудиоаппаратуры класса High-End - 3

При создании своих первых продуктов Harman Kardon уделяла больше внимания стилю, чем высоким технологиям. Устройства хорошо продавались благодаря своим съемным передним панелям, доступным в огромном количестве разнообразных цветов. Однако это было задолго до найма Сидни Харманом (Sidney Harman) Стью Хеджмана (Stu Hegeman) в качестве ведущего инженера и до рождения линеек устройств Award Series и Citation. Ценители Citation жаждали приобрести все пять моделей линейки. Model I – это предусилитель, Model II – усилитель мощности, Model III – тюнер, а Model IV и Model V – это предусилитель и усилитель мощности соответственно.

По другую сторону Атлантического океана [в Великобритании – прим. пер.] в 1934 году появилась компания Leak. В 1946 году Leak представила свой первый усилитель мощности Type 15, ставший результатом военных исследований – он имел отрицательную обратную связь. Вскоре его заменила крайне успешная модель усилителя TL/12, которую Leak производила многие годы.

Еще одна британская компания – это Quad, основанная Питером Уолкером (Peter Walker) в 1936 году. Сегодня она наиболее известна своими аудиоколонками, но первым её продуктом был усилитель Quad 1. Первые колонки Quad выпустила лишь в 1956 году – это были легендарные ESL57, производимые 28 лет.

Громкоговорители 50-х годов XX века

В 1950 году лидером на рынке громкоговорителей была компания Bozak. Bozak продавала акустику полного диапазона Kettle Drum, которая получила свое название из-за своей формы (колонки были похожи на литавры) [kettle drum – литавры – прим. пер.] и способности точно передавать звук барабанов. Bozak также выпустила линейку компонентных колонок, куда входила модель B-100 (два динамика высоких частот) и модель B-199 (средние частоты и бас).

В начале 50-х годов с Bozak конкурировали несколько компаний, которые до сих пор производят аудиооборудование. В 1950 году Altec Lansing производила собственные драйверы. В их каталоге можно было найти многосекционный драйвер полного диапазона 603B, двухполосный динамик 604B, 12-дюймовый драйвер полного диапазона 600B, 8-дюймовый драйвер полного диапазона 400B и различные корпуса, разработанные, чтобы вмещать в себя все эти устройства.

В 50-х годах была еще одна компания, которая занималась производством аудиокомплектующих – это компания Jensen. В рекламе коаксиальных динамиков H-510 за $135 звучали следующие слова: «Специальные диффузоры, воспроизводящие широкий диапазон частот и удивительно точно передающие верхний спектр». В линейке Jensen можно было найти коаксиальные динамики K-410 ($94.25) и K-310 ($56.25), а также одиночные драйверы полного диапазона, размеры которых варьировались от 5 до 15 дюймов. Jensen также выпускала «контрольную сеть» (устройство, которое мы сегодня называем активным кроссовером) A-110 и продавала её за $26,50.

Среди компаний, производящих аудиоборудование, были и те, которые специализировались на производстве корпусов, предлагая свою продукцию меломанам, не способным изготовить их [корпуса] самостоятельно. Karlson Associates (Бруклин, Нью-Йорк) выпускала корпуса для 15-ти, 12-ти и 8-дюймовых драйверов. Напольный кейс для 12-дюймовых динамиков имел три форм-фактора разной высоты, чтобы его можно было использовать в качестве кофейного столика.

На раннем этапе индустрия Hi-Fi-звука развивалась невероятно стремительно. Компания University, которая специализировалась на аудиокомпонентах, а не на готовой аппаратуре, расширила свою линейку драйверов от пяти вариантов в 1950 году до 35 в 1952 году. University выпускала весь спектр устройств от громкоговорителей до динамиков полного диапазона, а также кроссоверы и коаксиальные динамики. Продукты University обычно были менее дорогими по сравнению с продукцией конкурентов, потому их часто можно было встретить как OEM-оборудование во многих винтажных музыкальных усилителях.

В Англии компания Lowther Speaker Company выпускала драйверы Type P.M.2, которые имели частотный диапазон от 18 Гц до 20 кГц и стоили всего $135. Lowther также выпускала Horn Cabinet – угловой корпус, форма которого напоминала трактрису. При его стоимости в $225, я подозреваю, что владельцы динамиков Lowther делали (и делают) свои собственные корпуса.

История аудиоаппаратуры класса High-End - 4

Другая достойная упоминания британская компания Tannoy в 1952 году уже импортировала свои 12-дюймовые и 15-дюймовые динамики Dual Concentric в Соединенные Штаты. Имея номинальный импеданс в 15 Ом, динамики Tannoy легко работали с небольшими усилителями на ламповых триодах, которые в то время были наиболее распространены.

В 1956 году произошло расширение рынка – Stephens Trusonic выпустила «двухголосые» коаксиальные динамики и многодрайверные системы. 206AXA за $133,50 был самым передовым драйвером Stephens и имел парные катушки и магнит Alnico V весом 7,5 фунтов (3,5 кг). Наиболее сложная система Stephens имела стоимость $269,25 – это была 803 модель, которая содержала один высокочастотный драйвер #216, два низкочастотных драйвера 103LX, высокочастотный многосекционный громкоговоритель 824H и электронный кроссовер 800X.

Acoustic Research, наиболее известная как AR, начала свою деятельность с создания прототипа динамика с «акустическим подвесом», который был собран вручную на кухне Эда и Розмари Вильчур. Прототип был представлен в октябрьской статье (1954 год) журнала Audio под заголовком «Revolutionary Loudspeaker and Enclosure» («Революционный динамик и корпус»), которую написал сам Эдгар Вильчур (Edgar M. Villchur). В конце статьи он указал следующий адрес: «Acoustic Research Inc., Маунт-Оберн-стрит 23, Кембридж, Массачусетс».

Так зародилась новая эра динамиков с «акустическим подвесом», то есть динамиков в закрытом корпусе: они произвели революцию, быстро превзойдя любые другие варианты исполнения колонок, известные индустрии в середине 50-х годов. Однако такая конструкция требует гораздо большей мощности, по сравнению с динамиками открытого типа и громкоговорителями типа «горн».

Вместо 5-ваттного усилителя на ламповых триодах динамикам в закрытом корпусе требовался 35-ваттный (если не больше) ультралинейный усилитель. Как быть? Ответить на этот вопрос помогли транзисторные усилители. С помощью транзисторов производителям электроники удалось создать усилители, обладающие гораздо большей выходной мощностью, чем ламповые.

Компания KLH была основана Генри Клоссом (Henry Kloss), Малколмом Лоу (Malcolm Lowe) и Эйбом Хоффманом (Abe Hoffman) в 1957 году – все они когда-то работали в AR. Эд Вильчур, руководитель компании AR, как-то сказал, что Генри Клосс «всегда обладал задатками президента». Трио осталось в хороших отношениях с Вильчуром, потому им было дано разрешение использовать акустическую подвеску AR и твитер с купольной мембраной в своих продуктах.

Ранние аудиосистемы 60-х годов

В 60-х годах XX века появилось несколько важных технических инноваций, которые серьезно повлияли на развитие домашних развлекательных систем. Стерео, которое только-только зарождалось в конце 50-х годов, стало основным музыкальным форматом, во многом благодаря появлению виниловых пластинок, способных воспроизводить длинные записи, и FM-радио.

Катушечные магнитофоны, которые в конце 50-х годов меломаны использовали для того, чтобы наслаждаться стереозаписями, ушли в небытие с совершенствованием виниловых проигрывателей, тонармов, картриджей и FM-тюнеров. Количество записей для катушечных магнитофонов становилось все меньше.

Самые первые стереорадиотрансляции были проведены еще в конце 50-х годов, но это были лишь эксперименты. Чтобы послушать эти программы, вам нужно было настроить один канал приемника на FM-станцию, а другой на AM-станцию. Скотт сделал двухполосный тюнер (330 модель), который можно было настроить подобным образом – левый канал воспроизводил аудио из FM-диапазона, а правый из АМ-диапазона. Первые истинные FM-тюнеры, использовавшие многоканальные системы стереокодирования, появились на рынке только в 1962 году.

Когда стереорадиотрансляции стали нормой, рынок FM-тюнеров начал расти в геометрической прогрессии. Появился совершенно новый продукт – ресивер. Устройство включало в себя тюнер, предусилитель и усилитель мощности. Ресивер был проще в изготовлении и удобнее по сравнению с компонентными системами, потому быстро занял лидирующее положение на рынке. К концу 60-х годов компонентные системы собирали только ярые меломаны и профессиональные аудиоинженеры

В 60-х годах транзистору удалось обойти вакуумные лампы. Японские компании по производству Hi-Fi не добились многого с ламповыми устройствами — успех им принесли транзисторы. Компании Pioneer, Yamaha, Sony, Sherwood, Kenwood и Sansui вышли на рынок США с продуктами, чьи параметры в значительной степени превосходили параметры ламповых устройств, производимых в Штатах.

Сейчас мы знаем, что при оценке параметров использовался коэффициент гармонических искажений, и не оценивался вклад отдельных гармоник, иначе было бы видно, что характеристики искажения нечетных гармоник ранних транзисторов имеют худшую форму, чем у ламп. Многие меломаны перешли на электронную аппаратуру с твердотельными элементами и обнаружили, что качество звука изменилось незначительно.

Несмотря на неочевидные недостатки транзисторов, к 1963 году многие фирмы (даже ярые приверженцы ламповой электроники) представили на рынке свои устройства с твердотельными элементами. Harman Kardon, рекламируя свой первый твердотельный предусилитель Citation A, разработанный Стью Хеджманом, использовала следующий слоган: «Правильный качественный звук» (я всегда считал, что его придумал сам Стью).

У меня был такой предусилитель. Он не был чем-то поразительным. Однако должен отметить, что Citation A обладал удивительной компоновкой схем, благодаря которой можно было вынуть плату из основного шасси и легко заменить неисправные транзисторы (первое время их было слишком много).

История аудиоаппаратуры класса High-End - 5

С транзисторами и ресиверами родился так называемый Mid-Fi-рынок. Такие магазины, как Harvey's Electronics, The Audio Exchange и Sam Goody's, размещали рекламы готовых стереосистем в развлекательных секциях New York Times. Те системы состояли из винилового проигрывателя, картриджа, ресивера, колонок и кабелей для их соединения и стоили $299, $399 или $499.

Я купил свою первую стереосистему в магазине Sam Goody's. Твердотельный ресивер H.H. Scott вышел из строя всего через пять минут. Я сдал его обратно в магазин, и продавец заменил его на Harman Kardon Nocturne, который был со мной все время, пока я учился в колледже. У всех моих друзей и знакомых было что-нибудь подобное. «Вертушки» Garrard, картриджи Pickering и динамики AR-4x интенсивно перемещались из комнаты в комнату, из дома в дом.

Ранние High-End-компании и меломанские бренды

Хотя огромное количество компаний в этот период исчезали под наплывом бюджетной иностранной электроники, несколько американских производителей смогли закрепиться на рынке. Джо Градо (Joe Grado), основавший Grado Labs, был и остается единственным в своем роде изобретателем, оперным певцом и разработчиком аудиоаппаратуры. Он создал фонокартриджи, тонармы, наушники, микрофоны и «вертушки».

Еще одной фирмой стала Janszen Acoustics – ей управлял гений аудиоразработки Артур Янсен (Arthur Janszen), разработавший электростатический динамик.

Джулиус Футтерман (Julius Futterman) имел меньше всего шансов остаться в сфере аудиоразработок, однако его продукция производилась более 15 лет. OTL-усилители Футтермана стали культовыми среди владельцев Quad, таких как Харви Розенберг (Harvey Rosenberg), который позднее использовал разработки Футтермана в New York Audio Labs.

Энтузиасты и коллекционеры могут спорить, но McIntosh, Marantz, Scott, Fisher, AR, KLH и Dyna – это модели компаний производителей, на ошибках (и успехах) которых можно учиться. Компании Marantz и McIntosh доказали, что производители High-End-аудиоаппаратуры могут развиваться, но оставаться верными своей миссии и клиентам.

P.S. Различные аспекты аудиоаппаратуры высокого класса – это не только наша работа, но и увлечение всей жизни. Своими находками и соображениями мы делимся в нашем блоге и подкастах.

Автор: Аудиомания

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js