Несмотря на то, что сабж всем понятен и, казалось бы, прост, хочу в первом своем посте затронуть именно его.
Мы все живем в мире, где на любое наше действие либо следует какой-то ответ, либо не следует ответа. Если ответа нет – мы чувствуем, что что-то не так. Возможно, некоторые и не ощущают дискомфорта от отсутствия обратной связи. А действительно – чего переживать, если ограничения сняты и можно «быть собой», как иногда можно услышать от молодых людей.
Обратная связь не может быть одноразовой. Она есть всегда и она постоянна. У вас, к примеру, всегда есть «feedback from customer». Он не одноразовый («сегодня есть и больше никогда не будет») – а совсем даже наоборот. Ребенок всегда выскажет вам, что он хочет мороженого (или чего ему в тот момент захочется), когда вы с ним гуляете. Когда проектируется любая система, программа, аппарат или что угодно еще – обратная связь используется для ее калибровки и корректной работы.
Но что делать, если обратная связь нарушена? Если в процессе прохождения сигнала существуют помехи? Если обратной связи нет вообще (все пропало сломалось)?
В такой ситуации мы не знаем, что о нас думает заказчик или подчиненный. Человек не знает, горячо ему или холодно. Космический аппарат, бороздящий просторы большого театра космоса, теряет связь с ЦУПом. Все разваливается…
Есть два вида обратной связи: положительная и отрицательная. Положительная обратная связь – это такой тип связи, где изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения. Т.е. это взрыв или схлопывание. Но в любом случае – это четко понятный финал и конец существования системы/процесса/общества. Отрицательная обратная связь – это такой тип связи, при которой выходной сигнал системы передается обратно на вход для погашения части входного сигнала. Отрицательная обратная связь делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров. Т.е. это неваляшка, регулирующая сама себя, имеющая для корректировки некий эталон.
Если же посмотреть с точки зрения процессов и управления – то все те процессы, которые расходятся в далекие дали или наоборот – схлопываются в ноль (ну вот так их спроектировали) – это процессы с положительной обратной связью. И наоборот – корректно спроектированные процессы, позволяющие системе функционировать необходимое время (заложенное при проектировании) – это прямой пример отрицательной (корректирующей) обратной связи. Проект, который ведется кое-как и кое-как управляется, имеет положительную обратную связь или нарушенную отрицательную – не будет выполнен в срок, с заданной стоимостью, с заданным качеством (по отдельности или все сразу). Ремонт в доме, когда постоянно появляются мнения со стороны, изменяющие ваш первоначальный план – точно такой же пример. Ресторан, с отсутствующей/нарушенной отрицательной обратной связью – разорится, т.к. качество его блюд будет постоянно уходить все дальше от эталона (в любую сторону). Страна, управляемая с поломанной или вообще с отсутствующей обратной связью от народа – обречена, как и таким же образом управляемый проект или ремонт.
В то же самое время починка или создание с нуля необходимой обратной связи зачастую может решить 90% проблем управления. В проектах это зачастую коммуникации. В разработке систем – правильное проектирование. В социуме – все те же коммуникации и процессы, поддающиеся контролю общества.
К сожалению, многие люди не привыкли рассуждать в подобных категориях. Они пытаются придумать «костыли» для неправильно спроектированных процессов, подпирающие процесс/систему с разных сторон. Но подобные «костыли» – в 90% случаев не являются ремонтом обратной связи (созданием отсутствовавшей связи). Это именно костыли, подпорки. Результат использования подобных «нововведений» всегда предсказуем, даже с достаточно высокой долей точности во времени, не говоря уж про 100% вероятность наступления краха, который и пытались предотвратить «костылями».
Спасибо за внимание. Feel free to comment.
Автор: Harret