Мы пропускаем в свое сознание преимущественно только ту информацию, которая может иметь прямое отношение к нам и нашим близким. Как бы цинично это ни звучало, для человека нормально не задумываться о проблемах других людей, находящихся вне узкого круга его родных и близких – это следствие естественного отбора, вопрос выживания. Получается, что по большей части мы с вами не замечаем неприятных вещей, происходящих с окружающими. Однако же нам совсем не трудно помочь многим людям, которым гораздо хуже, чем нам с вами. Нужно только обратить на них внимание.
Давайте сейчас обратим внимание на людей престарелого возраста, посмотрим как у них дела, и не можем ли мы им чем-то помочь, помочь профессионально.
СТЕНА
Старые люди мелькают на периферии нашего зрения – на лавочке около подъезда, у грядок на даче, с тележкой на колесиках около магазина и т. п. На первый взгляд, у них всё нормально. Но так ли это на самом деле? К сожалению, нет. Первым делом – здоровье. Здесь уместно вспомнить Фаину Георгиевну Раневскую, которая будучи уже немолодой, как-то сказала: «Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте». Не очень вдохновляюще, но даже будучи здоровым в этом понимании, то есть относительно здоровым, пожилой человек очень ограничен как по сравнению с людьми активного возраста, так и по сравнению с самим собой, более молодым и более активным. После ухода на пенсию резко уменьшился круг общения и кардинально сузился объем дел и занятий. Многие привычные дела теперь делать не для кого или не зачем, можно было бы изменить образ жизни, попутешествовать, походить по музеям, но где найти на это средства. Что остается? Те самые лавочка около подъезда, грядка в огороде, старые книжки (на новые денег не хватит), расшатывающий здоровье телевизор. Выбор невелик и не весел.
— Но ведь выход есть! – скажем мы, айтишники. Можно купить планшет, пускай даже дешевый, родственники закачают туда новых книжек, нормальных фильмов, какие-нибудь картинные галереи, старые и новые семейные фото, музыку, которая нравится пожилому человеку. Вот тебе и доступная замена дорогим поездкам, перечитыванию старых книг, зомбоящику и сплетням у подъезда. Можно и всякие игры добавить, которые
Почему же мы практически не встречаем пожилых людей с современными гаджетами в руках, стариков, пользующихся Интернетом? Что, молодое поколение жалеет денег и времени на то, чтобы оснастить своих старых родственников планшетами и смартфонами? Да нет же! Напротив, — подарить на день рождения что-нибудь из цифровой техники, — это как раз нам проще и понятнее, чем пытаться подобрать другой подарок.
Я думаю, что подавляющее большинство из нас пытались приобщить старших родственников к современным цифровым технологиям, и чаще всего безуспешно. Почти всегда в ответ мы слышим: «Не понимаю я эти современные штучки!», «У меня не получится!», «Мне это не нужно!». Так всё и остается: жизнь молодого и среднего поколений немыслима без ИТ-продуктов и сервисов, а старшее поколение коротает дни на лавочках, в огородах и перед вредным во всех отношениях экраном. Между поколениями выросла стена: общих тем для разговоров всё меньше, средства общения почти не пересекаются – у одних это мобильники, мессенджеры, соцсети, IP-видеосвязь, а у других, чаще всего, стационарный телефон и/или мобильный, эксплуатируемый в режиме стационарного. Ладно бы это была стена между независимыми и самодостаточными группами населения. Но ведь нет, – это НАШИ старики, и с каждым годом они всё менее самостоятельны и всё больше зависят от нас.
АНАЛИЗИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Приобщив пожилых к современным ИТ-продуктам и сервисам, мы разрушим стену между поколениями, мы сможем чаще общаться, делиться новостями, фотографиями, видео. Ну и так далее, и тому подобное. Всеобщее цифровое равенство. Иное, существенно более высокое качество жизни пожилых.
Что же мешает? Неужели действительно люди с возрастом глупеют и потому не могут освоить новую технику? Это ответ легкий, ответ дискриминирующий и потому мерзкий. И – самое главное – это ответ неверный! Но на этом ложном представлении строится вся ИТ-индустрия, совершенно не рассматривающая пожилых людей в качестве пользователей своих продуктов и сервисов.
Редко кто задумывается над простым вопросом: как так получается, что – скажем — пожилой архитектор, который и сейчас может успешно разработать проект дома, вычертить его за кульманом и затем руководить строителями, при этом очень посредственно управляется с ноутбуком, умея выполнять только самые простые действия? Наши старики в прошлом прекрасно справлялись со сложными станками, машинами, оборудованием, решали инженерные и конструкторские задачи, успешно справлялись со сложными проектами в условиях крайне ограниченных ресурсов. И сейчас они подробно расскажут и объяснят, как и почему в каждом конкретном случае надо было делать именно так и никак иначе. Ясный ум и твердая память. Откуда же проблемы с современными технологиями?
Мы изучили вопрос, и оказалось, что это тема научных исследований, и она достаточно хорошо разработана. Нам не встретился ни один из отечественных источников, но зарубежных в Сети достаточно много. Этим занимается возрастная психология, а точнее геронтопсихология.
Если коротко, то проблема взаимодействия пожилых людей с цифровыми устройствами является следствием возрастных когнитивных и физических изменений, специфических особенностей восприятия.
Приведу в пример только два из известных возрастных ограничений.
Эпизодическая память — Ухудшение эксплицитной памяти при неизменной имплицитной.
Эксплицитная память – это память на недавно изученное, именно в этой памяти хранятся знания студента, идущего не экзамен.
Имплицитная память – это память долговременная, она обеспечивает использование информации, полученной на основе неосознаваемого прошлого опыта.
Визуальный выбор — Сложность выделения релевантной информации на экране, который содержит релевантную и не релевантную информацию.
Ограничение эпизодической памяти приводит к тому, что с возрастом человек всё труднее осваивается с чем-то новым, но при этом его умения по отношению к освоенному раньше не ухудшаются. Пожилой человек не может выучить что-то принципиально новое, что-то не связанное или мало связанное с его предыдущей жизнью и предыдущим опытом. Столкнувшись с невозможностью запомнить принципы, на которых построено некое современное устройство, даже уверенный в своих силах пожилой человек постарается больше не попадать в такую ситуацию, а значит откажется от использование этого устройства.
Проблему визуального выбора проще всего разобрать на примере рабочего стола Windows с множеством открытых окошек — несколько приложений и несколько папок. Пожилой человек будет путаться в выборе активного на данный момент окна и соответственно в выборе возможных действий. Как следствие – растерянность, неверие в свои силы и отказ на будущее от подобных неприятных экспериментов.
На самом деле, разных вариантов ограничений намного больше, и я хочу обратить ваше внимание на то, что это не какие-то частные и мелкие «не получается», а фундаментальная проблема непонимания. Представьте себе человека, которого миновал цифровой бум, который никогда не сидел за экраном компьютера – ни большого, ни среднего, ни маленького. При этом он еще и гуманитарий. Что для него слово «директория»? – пустой звук. «Папка» – бумажная папка на письменном столе. «Дерево» – во дворе растет. «Меню» — в ресторане. «Следующий шаг в меню» — бред сивой кобылы. Нам с вами такое вопиющее непонимание кажется немыслимым, но это реальность, я сам с этим сталкивался.
Описанная мной проблема очень недооценена в обществе и не нашла отражения в продуктах, имеющихся на рынке. В настоящее время у стариков практически нет шансов хоть сколько-нибудь полноценно пользоваться имеющимися цифровыми устройствами: принципы, на которых организованы, спроектированы и реализованы эти устройства, кардинально противоречат возрастным требованиям пользователей.
В следующем посте я расскажу о том, как мы решаем эту проблему, а пока было бы очень интересно услышать мнения, основанные на вашем личном опыте: что получалось в приобщении пожилых людей к ИТ, какие были трудности, удалось ли их преодолеть и т. п. Ведь люди все разные, и прошлый опыт имеет огромное значение. Интересны частные проявления описанной мной проблемы или, наоборот, success stories. Или может быть вообще не стóит тревожить стариков всякими новациями, не будем подвергать их стрессу – пусть живут в привычном им мире?
Автор: Инрэко ЛАН