Летом на Гиктаймсе была опубликована статья “ИТ-системы в медицине”, автор которой побывал в крупной лаборатории БИОН, работающей в b2b сегменте. Сегодня мы расскажем, как можно с помощью интернет-сервиса Lab4U воспользоваться услугами лаборатории БИОН с большой выгодой для себя. Мы не стали копировать конкурентов, а разработали свою бизнес-модель, в основе которой лежит принцип “минимум затрат с сохранением высокого качества результатов”.
Первая мысль — а зачем было что-то изобретать? Попробуем разобраться. Все чаще сдавая кровь в государственной или частной клинике, мы видим результаты анализов на бланке крупной лаборатории. Объясняется это просто — дорогостоящее оборудование (а хороший анализатор стоит десятки, а некоторые и сотни тысяч долларов) окупает себя только в том случае, если есть большой объем исследований.
Если проводить аналогию, то медицинское учреждение — это магазин, а лаборатория — фабрика по производству анализов. Вспомним классическую схему движения товара от производителя к потребителю:
Учитывая то, что стоимость обследования на основные биохимические показатели крови (а это один из наиболее востребованных комплексов анализов), в среднем, составляет около двух с половиной тысяч рублей, возникает резонный вопрос: “неужели нельзя обойтись без наценки посредника?”. Если сейчас в интернете можно купить товар напрямую у производителя и значительно дешевле, чем в магазине, то почему нельзя аналогично поступить с анализами? Оказывается, уже можно.
Сервис LAB4U (сокращение от “Лаборатория для Вас”) организован по принципу интернет-магазина, только вместо товаров — лабораторные исследования. Пользователи самостоятельно выбирают необходимые анализы, время и место приема и оплачивают их прямо на сайте. Сформированный таким образом заказ передается напрямую в лабораторную информационную систему. Таким образом, мы сокращаем свои расходы, а клиенты могут заранее продумать до мелочей свой заказ, не теряя время в очередях.
Подавляющее большинство исследований составляют анализы крови — и тут без помощи медицинского персонала не обойтись. Именно поэтому сетевые коммерческие лаборатории открывают свои процедурные кабинеты. Но это большие дополнительные расходы, которые закладываются в цену исследований.
Чтобы свести их к минимуму, в Lab4U прием пациентов передали коммерческим медцентрам. При этом в выигрыше все: мы не тратим деньги на открытие и содержание процедурных кабинетов, пациенты экономят сумму, равную стоимости анализов, а медцентры получают от нас деньги за взятие биоматериала, хотя для них это не самое главное — ведь к ним приходят потенциальные клиенты. В настоящее время нашими партнерами уже стало более семидесяти медцентров в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Владимире, Калуге, Рязани, Твери, Туле и Ярославле. В перспективе — расширение географии нашего присутствия в России, а также предоставление услуг в Белоруссии, Казахстане, Украине.
Так как медцентры не являются нашими подразделениями, потребовалось разработать специальную форму направления на сдачу анализов. Наши клиенты получают его после оплаты заказа и в нем содержится вся необходимая информация для пациента, медцентра и лаборатории:
Есть еще и третья страница, предназначенная для лаборатории.
После того, как пациент с направлением посетит медцентр, остается доставить биоматериал на “фабрику анализов” БИОН, где непосредственно проводятся исследования на современных высокопроизводительных анализаторах:
Готовые результаты высылаются на электронную почту.
Кратко о том, что у нас “под капотом”: платформа сервиса — Битрикс, дополнительная функциональность реализована на РНР. Протокол HTTPS обеспечивает защищенный обмен данными.
Тесная интеграция Lab4U с лабораторной информационной системой Intersystems позволила предложить нашим клиентам уникальную услугу — дозаказ исследований без сдачи биоматериала. В том случае, если материал для анализов может храниться продолжительное время (например, сыворотка крови), после получения результатов основного заказа, пациент может сделать новый заказ, не сдавая кровь заново (но только в том случае, если для этого достаточно материала).
Как все в природе, наша система не лишена недостатков, и они являются оборотной стороной ее достоинств. Так, не на все исследования лаборатория может предоставить скидку 50% и более. Такая возможность имеется только в том случае, если работы максимально автоматизированы — то есть, поступивший биоматериал обрабатывается практически полностью в автоматизированном анализаторе. К счастью, практически все наиболее востребованные анализы попадают в эту категорию, их общее количество около трехсот.
С другой стороны, большинство из работающих с нами медцентров предлагает свои лабораторные услуги, и практически всегда у них можно сдать анализы, не представленные на нашем сайте. Таким образом, можно выполнить все исследования “в один заход”, часть исследований оплатив Lab4U со скидкой 50%, а часть — медцентру.
Много вопросов связано с тем, что анализы надо оплачивать заранее. Нельзя сказать, что это было неожиданностью, поэтому мы, с одной стороны, постарались сделать этот процесс максимально удобным, а с другой — упростили вопросы, связанные с отменой заказа.
В качестве платежной системы мы выбрали Платрон (подробное описание услуг этого оператора было недавно на Хабре) и подключили прием как безналичных (банковские карты, интернет-банкинг), так и наличных платежей (в салонах связи и терминалах Qiwi).
При этом, мы реализовали прозрачную для пользователя двухэтапную систему оплаты заказа, когда средства сначала поступают на внутренний счет пользователя и сразу идут на оплату анализов. Благодаря этому, наши клиенты могут самостоятельно отменять и создавать новые заказы (деньги при этом автоматически возвращаются и списываются со внутреннего счета).
Конечно-же, возможен и полный возврат средств, который производится по первому требованию пользователя. В том случае, если с момента оплаты банковской картой прошло не более трех суток, возможен “откат” транзакции, так как в Платроне у нас установлен трехдневный срок холдирования.
Этой осенью нам исполнилось три года, за это время успело выйти две версии сервиса, отличающиеся интерфейсом и тем, что сейчас пользователи могут оставлять на нашем сайте свои отзывы.
Для оформления и оплаты заказов через мобильные устройства можно воспользоваться мобильными приложениями под iOS и Android. Так как в них содержится вся необходимая для сдачи анализов информация, то при их использовании можно не распечатывать бланки направлений.
С целью сделать процесс создания заказа как можно удобнее, мы разбили его на несколько этапов, каждому из которых соответствует отдельная страница на сайте, а также разработали наглядные инструкции и сделали видеопрезентацию Lab4U:
О совершении всех значимых событий (оплата, отмена, выполнение заказа) пользователь информируется сообщениями на электронную почту и сотовый телефон. В ближайших планах — оптимизация сайта под мобильные устройства.
В то же время, мы понимаем, что сделано еще далеко не все, и предлагаем читателям Гиктаймса высказать свои предложения о том, как сделать наш сервис лучше. Рекомендации принимаются на электронную почту comp@lab4u.ru, также их можно оставить в форме обратной связи на странице “Вопросы и ответы” с включением в начало текста слова “гиктаймс” в течение 7 дней со дня этой публикации.
Тем, чьи рекомендации окажутся для нас наиболее ценными, мы предложим пройти “Ежегодное профилактическое обследование” — комплекс анализов для оценки всех основных органов и систем человека со скидкой 80, 90 и 100%.
p.s. Создание сервиса пришлось на время пика популярности скидочных сайтов. Для того, чтобы мы могли представить там свои анализы, в функционал Lab4U был заложен “годовой абонемент” — ежегодная плата в размере 99 рублей за возможность делать заказы со скидкой до 50% группе пользователей до 5 человек. Неожиданно для нас, абонемент также оказался полезным тем, что позволил снизить до минимума количество повторных регистраций.
Мы предлагаем всем нашим читателям на Гиктаймсе промо-код на годовой абонемент CP-TU7CC-KCFOTCL, предоставляющий бесплатный доступ к Lab4U, с условием его активации до конца октября.
Автор: iviks